Изысканность и впечатлительность — предпосылки и необходимые условия развития таланта

«У детей есть абсолютно верный инстинкт, собачье чутье для расценки приличного и неприличного. Между плохим и хорошим нет глубокой разницы, и сделать плохое — это, конечно, нехорошо.., но, в сущности, — почему бы и не сделать это. А вот неприличное и приличное — это деление абсолютное, и сделать неприличное — хуже, чем умереть. А еще хуже, чем сделать неприличное, — сказать его. Плохое дело, плохая речь, неприличный поступок, неприличное слово — такова градация недопустимого; хуже неприличного слова, стыднее, уничтожающе, бесповорот-нее — ничего не может быть, кроме одного: мысли о нем.

«...самое царство природы делилось в моем сознании на два разряда: один — изящное, другой — особенное. Всякий предмет природы принадлежал к тому или другому классу... Меня привлекали преимущественно предметы и существа либо пленительно-изящные, либо остроособенные.

Изящное как-то соотносилось с тетей Юлей, а особенное — с мамой» [5, с. 71].

Психологические характеристики творческого мышления (см., напр.. Дж. Гилфорд, П. Торренс) включили пере-


числяемые автором характеристики в более явной внешне выражаемой «поведенческой» форме. Автор автобиографического самоанализа предлагает триединую характеристику проявляемого собственного творческого мышления, выражаемого в нравственных, эстетических и интелллектуальных чувствах (включающих глубинные переживания «приличного и неприличного» как табу), чувство изящного как «глубинное» отношение к природе; интеллектуальное восхищение особенным как неповторимым. Здесь нет рационализма и рассудочного отношения ребенка к миру, все эти качества как бы первичны и проявляются в раннем возрасте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: