Лекция 3
Тема – «Классификация тормозного оборудования».
Цель: Ознакомиться с понятием о классификации тормозного оборудования, назначением приборов, входящих в каждую группу, и местом установки на подвижном составе.
План:
1. Группы тормозного оборудования подвижного состава и место их расположения.
2. Тормозное оборудование локомотивов.
3. Тормозное оборудование пассажирских вагонов.
4. Тормозное оборудование грузовых вагонов.
1. Курилкин Д.Н., Панченко М.Н., Базилевский Ф.Ю., Грачев В.В., Грищенко А.В.Автоматические тормоза подвижного состава. Электронный учебник. // Санкт-Петербург,ФГОУ ВПО ПГУПС, 2010.
2. В. И. Крылов, В. В. Крылов "Автоматические тормоза подвижного состава ". Москва, Транспорт, 1983.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите типы тормозного оборудования. Какие из перечисленных типов применяются на локомотивах, какие на вагонах?
2. Какое оборудование относится к приборам питания тормозов сжатым воздухом? Дайте краткую характеристику.
3. Какое оборудование относится к приборам управления тормозами? Дайте краткую характеристику.
4. Какое оборудование относится к приборам торможения? Дайте краткую характеристику.
5. Что относится к воздухопроводу и арматуре?
6. Описать схему тормозного оборудования локомотивов.
7. Описать схему тормозного оборудования пассажирского вагона с колодочным тормозом.
8. Описать схему тормозного оборудования грузового вагона.
Группы тормозного оборудования подвижного состава и место их расположения
Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава делится на механическое, к которому относится тормозная рычажная передача, и пневматическое, приборы которого действуют под давлением сжатого воздуха.
Пневматическое тормозное оборудование по назначению делится на пять групп: приборы питания; приборы управления тормозами; приборы торможения, осуществляющие торможение; приборы контроля; воздухопровод и арматура (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1.
При оборудовании подвижного состава электропневмотормозами к приборам питания добавляется источник электрической энергии (статический преобразователь, аккумуляторные батареи, электрические цепи управления и контроля и др.), а к приборам управления – контроллер, блок управления и др. Соответственно добавляется и арматура: коробки зажимов; соединительные рукава с электроконтактами; сигнальные лампы и др.
Принципиальное отличие схем тормозного оборудования локомотивов и вагонов состоит в том, что первые включают все приборы тормозного оборудования, а в состав вторых входят только приборы торможения и арматура.
В связи с тем, что тормозная техника в процессе эксплуатации постоянно совершенствуется, его схемы для одной и той же серии могут иметь свои особенности.
Тормозной рычажной передачей (ТРП) называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом или электропневматическом торможении) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам.
| устанавливаются только на локомотивах | К приборам питания тормозов сжатым воздухом относятся: - компрессоры; - предохранительные клапана; - регуляторы давления; - маслоотделители; - главные резервуары; - воздухоохладители. | К приборам управления и контроля относятся: - краны машиниста; - краны вспомогательного тормоза; - устройства блокировки тормоза; - краны двойной тяги; - клапаны автостопа; - сигнализаторы отпуска; - датчики контроля состояния тормозной магистрали; - манометры. |
| устанавливаются на каждой единице ПС | В группу приборов осуществляющих торможение входят: - воздухораспределители; - авторежимы; - запасные резервуары; - тормозные цилиндры. | К воздухопроводу и арматуре относятся: - трубопроводы магистралей; - краны; - соединительные рукава; - масло и влагоотделители; - фильтры и пылеловки. |