Лекция 3
Тема – «Классификация тормозного оборудования».
Цель: Ознакомиться с понятием о классификации тормозного оборудования, назначением приборов, входящих в каждую группу, и местом установки на подвижном составе.
План:
1. Группы тормозного оборудования подвижного состава и место их расположения.
2. Тормозное оборудование локомотивов.
3. Тормозное оборудование пассажирских вагонов.
4. Тормозное оборудование грузовых вагонов.
Рекомендуемая литература:
1. Курилкин Д.Н., Панченко М.Н., Базилевский Ф.Ю., Грачев В.В., Грищенко А.В.Автоматические тормоза подвижного состава. Электронный учебник. // Санкт-Петербург,ФГОУ ВПО ПГУПС, 2010.
2. В. И. Крылов, В. В. Крылов "Автоматические тормоза подвижного состава ". Москва, Транспорт, 1983.
Контрольные вопросы:
1. Перечислите типы тормозного оборудования. Какие из перечисленных типов применяются на локомотивах, какие на вагонах?
2. Какое оборудование относится к приборам питания тормозов сжатым воздухом? Дайте краткую характеристику.
3. Какое оборудование относится к приборам управления тормозами? Дайте краткую характеристику.
4. Какое оборудование относится к приборам торможения? Дайте краткую характеристику.
5. Что относится к воздухопроводу и арматуре?
6. Описать схему тормозного оборудования локомотивов.
7. Описать схему тормозного оборудования пассажирского вагона с колодочным тормозом.
8. Описать схему тормозного оборудования грузового вагона.
Группы тормозного оборудования подвижного состава и место их расположения
Тормозное оборудование железнодорожного подвижного состава делится на механическое, к которому относится тормозная рычажная передача, и пневматическое, приборы которого действуют под давлением сжатого воздуха.
Пневматическое тормозное оборудование по назначению делится на пять групп: приборы питания; приборы управления тормозами; приборы торможения, осуществляющие торможение; приборы контроля; воздухопровод и арматура (рисунок 3.1).
Рисунок 3.1.
При оборудовании подвижного состава электропневмотормозами к приборам питания добавляется источник электрической энергии (статический преобразователь, аккумуляторные батареи, электрические цепи управления и контроля и др.), а к приборам управления – контроллер, блок управления и др. Соответственно добавляется и арматура: коробки зажимов; соединительные рукава с электроконтактами; сигнальные лампы и др.
Принципиальное отличие схем тормозного оборудования локомотивов и вагонов состоит в том, что первые включают все приборы тормозного оборудования, а в состав вторых входят только приборы торможения и арматура.
В связи с тем, что тормозная техника в процессе эксплуатации постоянно совершенствуется, его схемы для одной и той же серии могут иметь свои особенности.
Тормозной рычажной передачей (ТРП) называется система тяг и рычагов, посредством которых усилие человека (при ручном торможении) или усилие, развиваемое сжатым воздухом, по штоку тормозного цилиндра (при пневматическом или электропневматическом торможении) передается на тормозные колодки, которые прижимаются к колесам.
устанавливаются только на локомотивах | К приборам питания тормозов сжатым воздухом относятся: - компрессоры; - предохранительные клапана; - регуляторы давления; - маслоотделители; - главные резервуары; - воздухоохладители. | К приборам управления и контроля относятся: - краны машиниста; - краны вспомогательного тормоза; - устройства блокировки тормоза; - краны двойной тяги; - клапаны автостопа; - сигнализаторы отпуска; - датчики контроля состояния тормозной магистрали; - манометры. |
устанавливаются на каждой единице ПС | В группу приборов осуществляющих торможение входят: - воздухораспределители; - авторежимы; - запасные резервуары; - тормозные цилиндры. | К воздухопроводу и арматуре относятся: - трубопроводы магистралей; - краны; - соединительные рукава; - масло и влагоотделители; - фильтры и пылеловки. |