Фонды специального назначения 1 страница

В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд на­копления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются чистая прибыль, амортизацион­ные отчисления, прибыль от внереализационных операций.

В данном разделе тактического плана устанавливаются размеры и направления использования средств указанных фондов. В состав плана по фондам специального назначения входят сметы использования фондов на планируемый год.

План по фондам специального назначения связан с финансовым планом;

12) финансовый план

Заключительным разделом тактического плана является финансовый план. При его разработке решаются следующие задачи:

• выявляются резервы и намечаются мероприятия по мобилизации
ресурсов предприятия в целях наиболее рационального использования производственных мощностей, основных фондов и оборотных средств предприятия, обеспечения максимально возможного повышения эффективности производства, его рентабельности, конкурентоспособности, выживаемости в рыночной среде;

• предусматривается обеспечение предприятия финансовыми ресурсами, необходимыми для ведения производственно-хозяйственной деятельно­сти, своевременного осуществления мероприятий, намеченных во всех разделах
тактического плана, т.е. создаются такие условия финансирования, которые
стимулируют и гарантируют четкую, ритмичную работу предприятия;

• определяются финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также выше­стоящими организациями.

Финансовый план предприятия составляется в виде баланса доходов и расходов, расчетных форм для определения статей баланса. Поэтому он тесно связан со всеми разделами тактического плана. Составляется финансовый план на основе стратегического плана, планов производства и реализации продукции, инноваций, экономической эффективности, материально-технического обеспечения, издержек, инвестиций, социального развития, фондов специаль­ного назначения и других разделов тактического плана.

Финансовый план как важнейший обобщающий раздел тактического плана служит основой для разработки оперативных финансовых планов, включая платежный календарь. Назначение оперативных финансовых планов за­ключается в управлении денежными потоками предприятия с целью маневрирования собственными и заемными денежными ресурсами и обеспечения нор­мальной работы предприятия. Оперативные финансовые планы конкретизиру­ют плановые показатели очередного квартала годового плана.

4.3. Порядок разработки тактического плана

Тактическое планирование на предприятии является непосредственным продолжением стратегического планирования и составляет с ним единое целое. Поэтому разработка тактического плана осуществляется в рамках общей системы организации внутрифирменного планирования. Однако тактическое планирование имеет ряд особенностей, которые состоят в следующем:

• более высокая значимость нормативной базы внутрифирменного
планирования, широкое использование долговременных прогрессивных нормативов;

• наличие системы плановых показателей оценки деятельности, позволяющих наиболее точно устанавливать достигнутый уровень эффективности и качества работы структурных подразделений предприятия;

• ориентация средств и методов планирования на развитие хозяйственной самостоятельности и инициативы всех участников разработки и исполнения плана в деле достижения высоких конечных экономических и социальных результатов;

• укрепление и дальнейшее развитие коммерческого расчета во внутрихозяйственной деятельности.

В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:

• анализ выполнения плана за предшествующий плановому год, где
особое внимание должно уделяться выявлению резервов производства и разработке мероприятий по улучшению использования производственных мощностей, экономии материальных ресурсов, повышению производительности труда, улучшению качества и конкурентоспособности новой техники;

• сбор предложений работников предприятия по реализации стратегии развития предприятия, повышению эффективности работы;

• изучение мероприятий и обоснование плановых решений по всем
разделам тактического плана.

Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, т.е. наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации. Там, где это возможно, вариантные расчеты проводятся с применением экономико-математических методов и ЭВМ.

Тактический план разрабатывается в два этапа. Первый подготовительный этап начинается за 6-7 месяцев до начала планируемого года. На этом эта­пе выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинго­вые исследования, изучается потребность в изготовляемой продукции, ее каче­ство, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных со­ставляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящим организациями и местными органами власти.

На данном этапе важная роль отводится предплановой работе, которая заключается в сборе, обобщении и анализе исходной информации. Вся информация может быть разделена на внешнюю и внутреннюю. Внешняя содержит различные маркетинговые, конъюнктурные и общеэкономические прогнозные оценки. Внутренняя информация характеризует потенциал предприятия: наличие и структуру производственных мощностей; численность и профессиональный состав кадров; наличие и потребность в оборотных средствах; запасы сырья, топлива, материалов, готовой продукции.

На втором этапе разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразде­лений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана.

После разработки разделов плана производится их взаимная увязка, а при необходимости — корректировка по ресурсам и срокам выполнения запланированных мероприятий. Например, объемы и сроки поставки сырья, мате­риалов, комплектующих изделий увязываются с планом производства и реали­зации продукции, финансовым планом. Таким образом, достигается сбаланси­рованность всех разделов плана, устанавливаются согласованный порядок и очередность выполнения всех работ, сроки и ответственные исполнители по всему кругу хозяйственных операций и запланированных ме­роприятий, определяются источники и размеры финансирования.

К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельные плановые решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен быть обсужден на совете (правлении) пред­приятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия. Работу на втором этапе целесообразно проводить за один-два месяца до начала планируемого года.

Работа по тактическому планированию, как правило, состоит из четырех звеньев: прогнозирования сбыта; планирования производства; планирования будущих потребностей в сырье, материалах, оборудовании и рабочей силе; планирования инвестиций и прибыли.

Текущие планы предусматривают наиболее полное и рациональное использование финансовых, производственных и людских ресурсов компании на ближайший период. Перспективным же тактическим планом предусматриваются будущие изменения производства, увязанные с будущим спросом на продукцию фирмы и материально-техническим обеспечением. Перспективные планы компании строятся на основе всестороннего учета прогнозов сбыта.

Наиболее важным элементом работы по тактическому планировании является оптимизация планов, которая ведется в основном по трем направлениям: выявление наилучшего варианта капиталовложений и капитального строительства; определение наилучшей структуры станочного парка, при котором достигается наибольшая эффективность производства; нахождение оптималь­ного варианта ассортимента и объема каждого вида закупаемого сырья и мате­риалов. Как видим, оптимизация номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции не производится.

Структура тактического плана зарубежных компаний может быть самой разнообразной. Но при этом в плане, как правило, присутствует шесть обязательных разделов: введение; рынок сбыта; производство продукции; исследова­тельские работы и развитие компании; система управления и финансовое со­стояние компании.

Во введении кратко характеризуются существующее положение компании, ее стратегия и цели, которых она стремится достигнуть в будущем, опре­деляются перспективы реализации продукции, производственные возможности компании, перспективы в области НИОКР, указываются пути повышения эф­фективности управления.

В разделе о рынке сбыта оцениваются емкость рынка, ожидаемый в будущем сбыт продукции, показывается перспектива борьбы с конкурентами. Специальная часть раздела посвящена эффективности рекламы и анализу связанных с этим затрат. Таким образом, данный раздел формулирует настоящие и будущие возможности реализации выпускаемой продукции.

Второй раздел о производстве продукции содержит подробную характеристику производственной мощности предприятия и планируемый объем производства. Сюда же включаются программы модернизации и расширения производственных мощностей. В данном разделе рассчитываются издержки производства и прибыль.

В разделе плана «Исследовательские работы и развитие компании» содержится анализ возможностей персонала, занятого исследовательскими работами. Подробно раскрываются разрабатываемые и планируемые к разработке проекты инноваций, затраты на НИОКР и ожидаемый экономический эффект от реализации результатов исследований. Инновации данного раздела охваты­вают продукцию и технологию производства, включая качество и конкуренто­способность продукции.

В разделе об управлении подробно указываются планируемые мероприятия по изменению организационной структуры управления, состава работ­ников аппарата управления. Раздел включает в себя программы подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации кадров компании.

Последний раздел посвящается планированию финансового положения компании. Здесь обосновываются следующие показатели:

• общий объем инвестиций на весь планируемый период и по каждому этапу плана;

• ожидаемый объем прибыли от дополнительных инвестиций;

• изменение суммы амортизационных отчислений в результате новых
капиталовложений;

уровень производственных запасов сырья, материалов, незавершенного производства.

В разделе дается детальный прогноз доходов и расходов, приводится схема осуществления капиталовложений и график поступления прибыли на вложенный капитал (денежные потоки).

Многие российские предприятия разрабатывают текущие планы с использованием следующих показателей:

• номенклатура и количество выпускаемой продукции в натуральном
выражении;

• объем реализации (продаж) продукции (услуг);

• себестоимость единицы продукции;

• прибыль;

• численность персонала по категориям;

• фонд оплаты труда и средний уровень - заработной платы;

• запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции на складе;

• размер оборотных средств по группам;

• объем капитальных вложений по направлениям;

• отдельные мероприятия по новой технике и технологии;
• прочие (по мере выявления).

Часть мероприятий, связанных с проектами освоения новой продукции и новых технологий, а также с инвестициями и строительством объектов, включаются в отдельные планы, которые составляются на весь период осуществления мероприятий – до2-5 лет и более.

Разумеется, что подобные показатели, методы и календарный период планирования могут корректироваться для каждой фирмы в зависимости от ее отраслевой принадлежности, размеров, конкретных внутренних и внешних условий. Тем не менее, данный пример наглядно демонстрирует возможность эф­фективного одновременного использования методов долгосрочного и текущего планирования.

Контрольные вопросы

1. На какой период составляется тактический план?

2. Какова основная цель тактического планирования?

3. Перечислить основные функции, выполняемые тактическим планом.

4. Каким требования должен удовлетворять тактический план?

5. Перечислить разделы тактического плана в расширенном варианте.

6. Перечислите особенности тактического планирования.

7. Опишите этапы тактического планирования.

Глава 5. Тактическое планирование деятельности строительной организации

Планирование производственной программы и производственной мощности строительной организации

Каждое предприятие разрабатывает и взаимоувязывает отдельные планы в единую комплексную систему и обеспечивает сбалансированность плановых показателей как по видам применяемых ресурсов, так и по срокам вьшолнения планов. В комплексном плане производства предприятия предусматривается общий порядок и очередность выполнения работ, устанавливаются ответственные исполнители по всему циклу проектно-конструкторских, производственно-хозяйственных, планово-управленческих работ и другим видам деятельности. В годовых планах производства и реализации готовой строительной продукции решаются следующие детализированные задачи:

- определение основных плановых заданий каждым подразделением предприятия;

- выявление и устранение возникающих нестыковок в планах специализированных подразделений;

- взаимодействие основных показателей долгосрочных и текущих планов производства;

- распределение производственных ресурсов между подразделениями строительной организации.

Система показателей годового планирования состоит из следующих показателей:

1. Ввод в действие производственных мощностей и объектов.

2. Общий объем подрядных работ для заключения договоров.

3. Прибыль (может быть чистая прибыль на 1 р. оборота, прибыль от реализации на 1 р. оборота, общая прибыль).

4. Рост производительности труда.

5. Ресурсный потенциал строительной организации.

6. Объем материально-технических ресурсов.

7. Численность рабочих.

8. Основные производственные фонды.

Кроме этого обычно планируют:

- рентабельность (бывает общая, чистая, чистая рентабельность собственного капитала);

- показатели оценки деловой активности или капиталоотдачи (общая капиталоотдача и т.д.);

- показатели оценки рыночной устойчивости (коэффициент автономии, показатель покрытия оборотных средств и т.д.);

- показатели оценки ликвидности активов баланса как основы платежеспособности.

Производственная программа- это объем строительно-монтажных работ, который необходимо произвести в планируемом периоде, исходя из имеющихся договоров подряда субподряда.

ІІроизводственная мощность - это максимально возможный объем строительно-монтажных работ, который может быть выполнен собственными силами строительной организации в планируемом периоде, при соответствующей структуре работ и наиболее полном использовании представленных в распоряжение организации трудовых, материальных и финансовых ресурсов на основе прогрессивных технологий, передовых методов организации труда, производства и управления в условиях сложившейся структуры производственных звеньев. Производственная мощность выражается в натуральных и стоимостных показателях. В натуральных показателях производственная мощность измеряется только при условии однородности структуры работ. В большинстве случаев производственная мощность выражается в стоимостных показателях (тыс. р.).

Отметим также, что производственная мощность является внутренней характеристикой предприятия. Она зависит от имеющихся производственных площадей, эффективности оборудования, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, используемой технологии производства работ.

Производственная программа функция спроса. Она зависит от объемов заключенных договоров подряда, возможностей рынка ссудного капитала и, в итоге, от желания рьшка получить готовую строительную продукцию нашего предприятия.

Выделяют следующие виды ПМ:

1. Теоретическая (паспортная) - объем хозяйственных операций, который может быть достигнут в идеальных условиях работы с минимально возможными отрицательными результатами.

2. Практическая - наивысший уровень производства, который достигается при сокращении приемлемой степени допустимых или неизбежных потерь рабочего времени, связанных с ремонтом оборудования и режимом работы предприятия.

3. Нормальная - характеризует средний уровень хозяйственной деятельности, достаточный для удовлетворения спроса на производственные предусмотренные товары или услуги в течение ряда лет с учетом сезонных и циклических колебаний спроса, тенденции его роста или сокращения.

4. Плановая - равна годовой нормальной производственной мощности.

Одним из центральных вопросов планирования является расчет производственной программы, ее сбалансированность с производственной мощностью строительно-монтажной организации.

Производственная программа определяется с учетом реального уровня использования производственной мощности в планируемом году, т. е. она всегда меньше производственной мощности на возможный резерв ее роста или улучшения использования.

При разработке планов развития производственной мощности строительной организации определяют:

- фактическую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сопряженность производственных процессов и звеньев, выявляют узкие места;

- плановую производственную мощность, уровень ее использования, анализируют сбалансированность плановой производственной программы с основными производственными ресурсами организации;

- потребность в производственных ресурсах, устанавливающих производственную мощность организации, планируют источники ее покрытия, разрабатывают мероприятия по наращиванию мощностей и улучшению их использования.

К производственным ресурсам, характеризующим величину и уровень использования производственной мощности, относят:

- трудовые ресурсы - численность рабочих списочного состава строительной организации и привлеченных из сторонних организаций, занятых на СМР;

- машинные ресурсы - - ведущие строительные машины и механизмы, которые заняты на строительно-монтажных работах и учитываются в составе производственных фондов строительного назначения (без транспортных средств). Они обеспечивают выполнение основного объема механизированных строительно-монтажных работ, при этом учитываются как собственные, так и привлеченные машины и механизмы.

При расчете ПМ строительной организации определяют следующие показатели. Фактическая среднегодовая ПМопределяется по формуле

Мф=Vф(m/Км+ 1-m/Кт), (5.1.1),

где Vф — объем СМР, фактически выполненный в базовом году собственными силами строительно-монтажного объединения;

m - доля работ, выполненных механизированным способом, в общем объеме СМР;

Км, Кт - коэффициенты использования соответственно машинных и трудовых ресурсов.

Фактическая ПМ на конец года определяется по формуле

Мфк= Мф (m Мтех+ 1-m Чр)/100, (5.1.2),

где Мтех - суммарная технологическая мощность машинного парка организации, % от среднегодовой;

Чр — численность рабочих, нанятых на строительно-монтажных работах по состоянию на конец года, % от среднегодовой.

Плановая среднегодовая мощность:

Мпл= Мфк +DМи+ -DМм+ -DМт, (5.1.3),

где DМи — прирост мощности за счет интенсивных факторов. Рассчитывается на основе мероприятий плана технического развития повышения эффективности строительного производства в результате увеличения среднечасовой производительности ведущих машин и механизмов и труда рабочих, а также годового фонда полезного времени ведущих машин и механизмов;

м - прирост (снижение) полезной мощности за счет изменения оснащенности предприятия строительными машинами и механизмами;

т - прирост мощности за счет изменения численности трудовых ресурсов, занятых на СМР.

Фактическая производственная мощностъ па конец базового года в планируемой структуре работ:

Мфкс= Мфк ·Кстр, (5.1.4),

где Кстр - расчетный коэффициент, учитывающий изменение планируемой структуры работ по сравнению со структурой работ в базовом году и определяемый через фактические затраты труда на 1 млн. р. работ с учетом коэффициента роста объемов этих работ в планируемом году.

Программа строительно-монтажных работ и плановая среднегодовая производственная мощность характеризуются коэффициентом сбалансированности, который рассчитывается с учетом планируемого коэффициента использования Кисп пл среднегодовой ПМ и стремится к единице:

Ксб= Мп Кисп пл / Vпл , (5.1.5),

где Vпл — планируемый годовой объем СМР, подлежащий выполнению собственными силами строительного предприятия;

Кисп пл =1/ (m/Кплм+ 1-m/Кплт), (5.1.6),

где Кплм, Кплт - планируемые коэффициенты использования соответственно машинных и трудовых ресурсов.

Производственная программа СМР является основным документом или результатом годового производственного плана. В ней отображаются конечные результаты деятельности в виде вводимых в эксплуатацию новых производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения.

Производственная программа определяет объем строительно-монтажных работ как во всей организации в целом, так по всем её звеньям. На основе производственной программы рассчитываются потребности в материально-технических ресурсах, определяются все разделы, а также параметры годового плана. Так, исходя из производственной программы, разрабатываются планы производства работ по отдельным объектам и их комплексам и определяются мероприятия по развитию производственной мощности строительно-монтажной организации.

Исходными документами и данными для разработки годовой производственной программы являются:

- задания по вводу в действие основных объектов, предусматриваемых в долгосрочном плане на планируемый год с учетом их конкретизации и уточнений;

- договоры подряда и субподряда;

- титульные списки вновь начинаемых и переходящих строек;

- сетевые и календарные графики производства СМР.

Годовая производственная программа имеет следующие разделы.

1. План ввода в действие производственных мощностей и объектов непроизводственного назначения.

2. План по объему подрядных работ (стоимостной), подлежащих выполнению в соответствии с договорами подряда по пусковым объектам планируемого года, а также объектам, подлежащим вводу в последующие годы.

План по объему подрядных работ составляется по заказчикам, строительным подразделениям и субподрядчикам.

При разработке производственной программы используют следующие принципы.

1. В производственную программу строительно-монтажной организации включаются объекты, обеспеченные утвержденной технической документацией, строительными площадками, кадрами рабочих, материалами и оборудованием.

2.Следует предусматривать концентрацию трудовых и материально-технических ресурсов строительно-монтажной организации на ограниченном числе одновременно строящихся объектов. Для обеспечения концентрации строительства при планировании должны соблюдаться установленные нормы продолжительности, предусматриваться двух- и трехсменная работа на планируемых объектах.

З.При разработке планов следует предусмотреть районирование, т.е. включать в программу каждой организации объекты, расположенные на возможно меньшей территории. Районирование снижает расходы на временные сооружения, охрану и административно-хозяйственные расходы.

4. В производственной программе должно быть предусмотрено создание на конец года технологического задела для обеспечения ритмичной работы в планируемом и последующем периодах.

5. План ввода в действие производственных мощностей и объектов должен быть увязан с планами поставки оборудования и его монтажа.

6. Работы, выполняемые силами общестроительной организации-генподрядчика и субподрядчиками, также должны быть тщательно увязаны.

7. Общий объем строительно-монтажных работ, указанный в производственной программе, должен быть соотнесен с производственной мощностью организации.

В производственной программе общестроительной организации-генподрядчика определяется:

- перечень объектов, строительство которых должна осуществить данная организация;

- ввод в действие производственных мощностей и объектов в натуральном выражении в единицах измерения, характеризующих потребительские свойства продукции строительства, в том числе прирост мощностей за счет технического перевооружения и реконструкции действующих предприятий;

- сроки ввода;

- объемы товарной строительной продукции с распределением общего объема по заказчикам;

- общий объем работ, подлежащих выполнению на каждом объекте в течение планируемого периода;

- распределение этих объектов по исполнителям, т.е. по общестроительным (собственными силами) и специализированным (субподрядным) организациям, участвующим в строительстве по временным периодам;

- объем задела.

· Объекты, включаемые в производственную программу, подразделяются следующим образом:

· по назначению - производственные, жилищные, культурно-бытовые, торговые и пр.;

· характеру работ - новое строительство, реконструкция и реставрация, расширение и капитальный ремонт существующих зданий и сооружений;

· по времени начала работ объекты, переходящие с предыдущего периода, начинаемые строительством в планируемом периоде;

· источнику финансирования - государственные капитальные вложения, внебюджетные источники;

· срокам ввода в действие - пусковые и задельные.

Производственная программа является главной частью плана работ организации и служит основой для расчета требующихся материально-технических и трудовых ресурсов. Исходя из производственной программы, разрабатывается ППР по отдельным объектам и определяются мероприятия по развитию производственных мощностей предприятия.

Каждая строительная организация - генеральный подрядчик, заключив договор на выполнение СМР, формирует на его основе производственную программу, в которой определяет объем работ, выполняемых собственными силами, а также объем работ, передаваемых субподрядным организациям. Распределение работ по субподрядчикам производится на остове сметных или практических данных об удельном весе работ отдельных исполнителей и процентах от общего объема работ.

В годовом ППР общий объем СМР по каждому объекту распределяется между исполнителями в зависимости от технической готовности и данных об объемах выполненных работ на начало года. Генподрядчик по согласованию с субподрядчиком утверждает годовые графики выполнения работ по объектам, являющиеся обязательными для всех организаций, участвующих в строительстве и вводе объекта независимо от вида собственности и общественной подчиненности.

При разработке графика генподрядчик составляет по каждому объекту перечень работ, подлежащих выполнению каждым субподрядчиком, с указанием объема работ в физическом и стоимостном выражении и согласовывает их с исполнителями. На основе графиков общая программа строительно-монтажных работ определяется по исполнителям и составляется производственная программа субподрядных организаций.

Распределение производственной программы генподрядчика по исполнителям должно осуществляться с учетом имеющихся технических мощностей субподрядчиков. Отсутствие сбалансированности соответствующих объемов специализированных работ с мощностью субподрядчиков приводит к нарушению сроков работ и срывам сроков ввода объектов. Производство СМР с помощью субподрядчиков регламентируется Положением «О взаимоотношении генеральных и субподрядных организаций» от 03.07.87 132-109 (с изм. от 03.07.02), кроме этого, отношения регламентируются договором субподряда.

Привлечение субподрядчиков может быть передано подрядчику, который, в этом случае, ограничен только обязанностью информировать заказчика. В других случаях предусматривается предложение подрядчику письменного соглашения заказчика или субподрядчики привлекаются по требованию заказчика. Согласно международной этике отношений сторон, при прочих равных условиях предпочтение отдается субподрядчикам, рекомендованным заказчиком. В первых двух случаях ответственность несет генподрядчик, вместе с тем заказчику предоставляется право отстранения субподрядчика, который не отвечает предъявленным заранее требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: