Введение в специальность

Предмет «Технология спортивной подготовки», представляет собой совокупность знаний о подготовке спортсмена, которая осуществляется в форме тренировки. Курс данной специализации направлен на выявление наиболее существенных черт, содержания и закономерностей построения тренировки, общих для различных видов спорта.

Предмет состоит из 3 частей:

1. Введение в специальность;

2. Теория и методика спортивной подготовки;

3. Медико–биологические и психолого–педагогические особенности избранного вида спорта.

Предмет «Технология спортивной подготовки» направлен на:

1. Изучение спортивной подготовки спортсмена в целом;

2. Изучение спортивной тренировки в общей системе подготовки спортсмена;

3. Является общетеоретическим предметом по отношению к другим наукам. Обобщает данные и выводы других наук

Вырабатывает общие понятия, на которые опираются другие науки.

Специализация (specialization) – в переводе с латинского обозначает:

-приобретение специальных знаний, умений и навыков в какой-либо области;

-сосредоточение деятельности на каком-либо занятии, специальности.

«Специалист» – это человек, обладающий специальными знаниями, умениями, навыками в определенной области; человек, владеющий специальностью; человек хорошо знающий и умеющий выполнять что-либо (мастер своего дела).

Основной задачей предмета «Технология спортивной подготовки» является освоение специальных знаний, умений, навыков по теории и методике спортивной подготовки спортсменов т.е. стать специалистами в этой области и специальность эта называется тренер по виду спорта.

Тренер – в переводе с английского, обозначает специалист, помогающий расти живому организму, следовательно, его основная задача дать своему ученику все, что поможет ему раскрыть свои таланты и возможности в спорте, осознать себя личностью, воспитать чувство человеческого достоинства и ответственности за свои поступки, и поступки своих товарищей.

Тренер должен обладать хорошими профессиональными знаниями по методике спортивной тренировки, знать технику и тактику своего вида спорта, и знать физиологию, анатомию, биохимию, спортивную медицину, психологию, педагогику. Он обладать разносторонними профессиональными знаниями. Макаренко говорил, что ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, но не простят плохого знания своего дела.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА В ИЗБРАННОМ ВИДЕ СПОРТА железняк ПФСС ст 39

Тренер – главная фигура в подготовке спортсмена. Он должен обладать соответствующими знаниями, умениями, навыками и творческой активностью

Тренер – в переводе с английского, обозначает специалист, помогающий расти живому организму, следовательно, его основная задача дать своему ученику все, что поможет ему раскрыть свои таланты и возможности в спорте.

Тренер должен обладать разносторонними профессиональными знаниями и навыками. Знать методику спортивной тренировки, технику, тактику, правила своего вида спорта, физиологию, анатомию, биохимию, спортивную медицину, психологию, педагогику, владеть компьютерными технологиями. Макаренко говорил, что ученики простят своему учителю и строгость, и сухость, но не простят плохого знания своего дела.

Основной предпосылкой педагогического мастерства тренера является наличие педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие:

- перцептивные способности ;

- конструктивные и проектировочные способности;

- дидактические способности;

- экспрессивные способности;

- коммуникативные способности;

- организаторские способности;

- академические способности.

Перцептивные способности включают педагогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его переживания и состояния, видеть тенденции изменения его личности, подмечать положительные качества и максимально использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее авторитетных для него лиц и использовать их влияние в педагогическом процессе. Педагогически направленное внимание позволяет отбирать факты, значимые для работы с юными спортсменами, за каждым поступком и действием ученика видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности и коллектива юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в различных ситуациях. Этому способствует воображение и творческие способности. Конструктивные способности помогают тренеру анализировать педагогическую ситуацию и выбирать верные средства воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наиболее доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности спортсменов, приучая их самостоятельно мыслить, активизировать внимание, преодолевать вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спортсменам, проводить занятия творчески.

Экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном выражении своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и панто­мимы. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Большое значение имеют культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, и четкое построение фраз, отсутствие стилистических и грамматических погрешностей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика оживляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру строить с взаимоотношения с воспитанниками. Коммуникативность тренера наиболее ярко проявляется в умении избегать конфликтов как с юными спортсменами, так и среди них, в его такте,. В коммуникативных способностях большое место занимает эмпатия, т.е. способность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со всеми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера проявляются в умении организовывать режим учебы, тренировочной работы, отдыха, юных спортсменов, организовывать и проводить спортивные и досуговые мероприятия. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организаторские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления, решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т.п.).

Академические способности (способности к научным исследо­ваниям, обобщение своего опыта) необходимы тренеру для по­стоянного совершенствования в области психологии и педагогики и, внедрения в свою деятельность научно-исследовательских методов работы.

Таким образом, профессиональная деятельность тренера включает в себя:

- непосредственное управление процессом подготовки;

- повышение личной квалификации;

- спортивный отбор и решение организационных вопросов;

- подготовку к участию в соревнованиях, организацию и проведение соревнований;

- планирование, контроль, учет.

Таков перечень задач, к решению которых должен быть готов специалист, избравший для себя тренерскую профессию и поставивший себе целью создание профессиональной системы подготовки спортсменов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: