Принцип наглядности

Обучение начинается с формирования:

- представления о разучиваемом упражнении;

- представления о способе его исполнения

Образ формируется за счет сигналов, поступающих с высших органов чувств – слуха, вестибулярного аппарата, мышечных ощущений но, первую очередь с органа зрения (отсюда и принцип наглядности). Наглядность может быть: зрительная, слуховая, двигательная. Сигналы, поступающие от различных рецепторов в головной мозг, дополняют друг друга, создают как бы комплексный анализатор, помогающий уточнять картину действия. Достаточная наглядность создается лишь при одновременном использовании образного, наглядного, словесного описания упражнения. Полная реализация принципа предусматривает предметно-чувственную, словесно-логическую организацию и побуждение занимающегося к активной деятельности.

На первом этапе обучения значительное место занимает показ и демонстрация упражнения, здесь главная роль - органов зрения (показ упражнения, демонстрация рисунков, схем, фотоснимков, кино, видео, диаграмм). Наибольший эффект получается, если показ сопровождается образным словом. С физиологической точки зрения это объясняется единством первой и второй сигнальных систем. Слово должно вызывать живой образ движения и его роль возрастает с ростом опыта, чем богаче двигательный опыт, тем больше возможностей для создания нужных двигательных представлений. При обучении необходимо воздействовать больше на тот анализатор, который лучше развит: у одних это зрительный, у других – слуховой, т.е. у одних более результативным будет предметно-чувственное преподнесение материала, для других словесно-логическое. Так же эффективным бывает использование в наглядности, обратной связи (выполнение упражнений перед зеркалом, видеомагнитофоном, киноустановкой). Осуществлять этот принцип нужно с учетом ведущих особенностей: у детей преобладает чувственное восприятие, у взрослых – абстрактное мышление.

Зрительная наглядность создает зрительное представление об изучаемом упражнении. Этого добиваются двумя путями:

- через непосредственный показ упражнения;

- с помощью демонстрации схем, рисунков, фотографий, фильмов, видеозаписей, макетов, муляжей.

Показ должен быть точным, ярким, запоминающимся. В начале внимание учеников обращается на основу техники упражнения его ведущие элементы, создавая общее представление об упражнении без выделения его деталей. В дальнейшем внимание обращается на выделение деталей движения. Установлено, что восприятие происходит эффективно с расстояния, в 3-4 раза превышающего длину тела, показывающего упражнение.

Слуховая наглядность – направлена на формирование звуковых образов ритма, темпа движения, длительности упражнения и т.д. для чего используются различные способы воспроизведения звука с помощью хлопков, постукивания, метронома, звуколидера и т.д.

Двигательная наглядность – направлена на формирование представлений об упражнении на уровне мышечных ощущений. Мышечные ощущения позволяют понять суть упражнения.

Словесная наглядность – это формирование образного представления о двигательном действии за счет доходчивого объяснения особенно тех элементов, которые трудны или недоступны для непосредственного наблюдения.

Различные формы наглядности не только взаимосвязаны, но и переходят одна в другую. Это объясняется единством чувственного и логического познания, единством первой и второй сигнальной систем. Широкое использование различных форм наглядности повышает интерес к занятиям, облегчает понимание и выполнение заданий, способствует приобретению прочных знаний, умений и навыков.

Приемы практической наглядности: специальные приспособления и ориентиры:

а) натянутая веревка – при обучении метанию, для создания правильного угла вылета снаряда;

б) натянутая веревка над волейбольной сеткой – при развитии точности выполнения подач;

в) ориентиры и мишени при выполнении передач мяча;

г) ориентиры на полу, беговой дорожке – при обучении разбега в различного рода прыжках, барьерном беге и т.п.

Правила реализации принципа наглядности:

- необходимо комплексно применять различные виды наглядности.

- использование обратной связи – выполнение упражнения перед зеркалом, просмотр видеозаписи выполнения упражнения.

- наглядность использовать во всех возрастных группах, но с учетом особенностей возрастного развития у детей – показ – рассказ и использование знакомых образов (прыгать как зайка), у взрослых рассказ – показ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: