Принцип сознательности и активности

П.Ф. Лесгафт считал, что в ребенке необходимо развивать не только силы, но главным образом умения управлять ими, умения целесообразно применять их в деятельности.Смысл физического воспитания он видел не только в содействии развитию физических сил, но и в том, чтобы научить каждого пользоваться ими.

Реализация принципа предусматривает формирование у спортсмена системы знаний, убеждений, отвечающих на вопросы: «зачем?», «почему?», «для чего?», «каким образом?», «какие выполнять упражнения?», «как их выполнять?», «в каком объеме?». Ответы, на подобные вопросы занимающиеся смогут получить лишь при правильно организованном тренировочном процессе.

Во-первых, спортсмен должен понимать цель своей тренировочной деятельности. Тренер должен поддерживая высокий уровень мотивации спортсмена используя конкретную целевую установку спортсмена. Создавая осмысленное отношение и устойчивый интерес к цели и к конкретным задачам. Известно, что если занимающийся обладает высоким уровнем мотивации, определяющим его потребности и интересы то, эффективность его деятельности будет высокой.

Во-вторых, спортсмен должен осознавать задачи, которые ему придется решать для достижения поставленной цели. Незнание, для чего выполняется данное физическое упражнение, резко снижают темпы и качество формирования двигательного навыка. Необходимо рассказав – показать, показав – рассказать. Объяснения должны соответствовать возрасту, уровню подготовки. На первых порах элементарное объяснение, затем более глубокое объяснение.

В-третьих, применять такие методы обучения, которые стимулируют сознание учеников в понимании отдельных частей действия, параметров движения, понимать их значение для конечного результата. В результате это приведет к более эффективному овладению техникой упражнения.

Повышение сознательной деятельности достигается различными путями:

- предварительное продумывание и проговаривание выполняемого упражнения (идеомоторная тренировка);

- обучение умению последовательно концентрировать внимание на основных элементах технического приёма;

- осмысление производимых движений на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;

- самоанализ выполненного упражнения позволяет научить осознавать свои ошибки.

Характер активности спортсмена является главным показателем меры его сознательного отношения к тренировочному процессу. Через сознательность, осознанность к активности – такова взаимосвязь этих двух принципов. Сознательность без активности приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности к нецелесообразным действиям. Только через осознанную активность можно решать задачи тренировочного процесса. Активность зависит:

1) от интересности занятий;

2) от самостоятельности (тренер не должен быть нянькой);

3) от степени преодолеваемых трудностей;

4) от динамики роста результатов.

Реализация принципа идет через участие в соревнованиях, работы на оценку, поощрение занимающихся. В процессе тренировки необходимо стимулировать сознательный анализ, самоконтроль, рациональное использование сил и сознательное управление двигательной деятельностью при выполнении физических упражнений.

Успех в любом обучении зависит от степени активности ученика. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность, творчество. Активность может проявляться в виде двигательной деятельности, в виде активного процесса приобретения специальных знаний, в стремлении самостоятельно заниматься, в виде самостоятельного создания условий для занятий, в дисциплинированности, выдержки и т.д. Тренеру необходимо стимулировать творческое отношение, умение творчески, самостоятельно решать двигательные задачи. Для этого необходимо постоянно расширять круг знаний, прививать простейшие педагогические навыки, навыки самоконтроля.

Активность обусловлена заинтересованностью. Путь – подбор интересных упражнений, заданий материала, приносящих чувство удовлетворения занятиями. Существенную роль в развитии интереса играет выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска нового, музыкальное сопровождение занятий повышает интерес занимающихся. Большую роль играет систематическая оценка и поощрение результатов деятельности спортсмена.

Исследования показывают, что в формировании потребностей к высокой двигательной активности играют роль три фактора:

- первый – влияние спортивных традиций в семье (личный пример родителей);

- второй – взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов – динамика результатов (повышение уровня физического развития, достижение спортивного результата, гармоничное телосложение, снижение жировой массы т.д.);

- третий фактор – общие закономерности развития личности – комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: