Принцип доступности и индивидуализации

Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей занимающихся и посильности предлагаемых им заданий.

Учебный процесс необходимо строить в соответствии с возможностями воспитанников, учитывая особенности возраста, пола, уровня физической и технической подготовленности, а также их индивидуальные особенности. В процессе занятий интенсивному воздействию подвергаются жизненно важные функции организма. Стоит превысить посильную меру физических нагрузок, возникает угроза для здоровья и вместо оздоровительного эффекта, физические упражнения могут дать противоположный результат. Суть этого принципа раскрывается следующими положениями:

1. Определение меры доступного: доступность зависит от возможности занимающихся и от трудностей, возникающих при выполнении того или другого физического упражнения. Полное соответствие между возможностями и трудностями, означает оптимальную меру доступности. Соблюдение этой меры одна из важных задач и для ее решения нужно ясно представлять себе

- функциональные возможности организма занимающихся, на различных этапах возрастного развития;

- учитывать половые, индивидуальные особенности и различные внешние условия и обстоятельства.

Определяя меру доступного, преподаватель должен пользоваться, прежде всего, нормативными документами, установленными для различных контингентов занимающихся и тщательно, в зависимости от индивидуальных особенностей, строить учебный процесс. Сведения о возможностях занимающихся получают с помощью тестирования физической и технической подготовки, по средствам врачебного контроля и педагогических наблюдений.

Доступность означает не отсутствие трудностей, а посильную их меру, т.е. те трудности, которые могут быть преодолены при надлежащей мобилизации физических и духовных сил. Доступными можно считать те нагрузки, которые ведут к укреплению и сохранению здоровья. Границы доступного в процессе физического воспитания меняются. Они раздвигаются по мере развития духовных и физических сил.

2. Методические условия доступности на каждом этапе занятий определяются:

- степенью целесообразности избранных методов и общего построения занятий.

- преемственностью физических упражнений (каждое предыдущее занятие служит ступенькой к очередному занятию), т.е. обучать необходимо идя от известного к неизвестному, от освоенного к неосвоенному, соблюдать преемственность занятий. Важна и постепенность использования упражне6ий – от легких к более трудным. Так как функциональные возможности повышаются постепенно, то и требования должны возрастать постепенно от простого к сложному, от легкого к трудному.

3. Индивидуализация процесса спортивной тренировки – это построение всего учебного процесса с использованием средств, методов и форм занятий, при которых осуществляется индивидуальный подход к занимающимся и, создаются условия для наибольшего развития их способностей. Индивидуальные отличия (пол, возраст, рост, телосложение, уровень подготовленности) выражаются в характере реакции организма на физическую нагрузку, в уровне проявления физических качеств в уровне освоения движений и т. д. Индивидуализация в процессе спортивной тренировки решается на основе органичного сочетания ОФП и СФП.

Методы, средства и содержание занятий определяются в зависимости от индивидуальных способностей.

Индивидуализация осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. При этом ставится задача не только улучшить врожденные, но и сформировать новые умения, навыки, формы поведения. Ориентация на индивидуальные различия – дает индивидуальный подход, а ориентация на сходство – дает возможность правильно проводить групповые занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: