В основе этого принципа лежит закон упражнения: «Частое неослабевающие употребление какого – нибудь органа постепенно укрепляет его, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, сокращает его способности и, наконец, вызывает его исчезновение».
Обязательным, при построении тренировочного процесса является преемственность задач, средств и методов обучения как в одном занятии так и, в серии занятий. Преемственность основана на последовательном переходе от одних задач, средств и методов к другим. То есть содержание каждого урока должно учитывать содержание предыдущих уроков и создавать базу для освоения нового материала на последующих уроках.
Логика построения учебного процесса диктует последовательность при которой используются эффекты положительного переноса физических качеств и навыков.
Это выражается через дидактические правила:
|
|
1) от легкого к трудному (по прилагаемым усилиям);
2) от простого к сложному (по обучению движения, сложность движения);
3) от освоенного к неосвоенному;
4) от известного к неизвестному;
5) от знаний к умению.
Правило «от легкого к трудному» предусматривает применение физических упражнений сначала требующих сравнительно небольших физических и психических сил, но с последующим их увеличением. При этом необходимо учитывать:
- уровень физической подготовленности ученика;
- условия выполнения упражнения (низкое, высокое гимнастическое бревно).
Правило «от простого к сложному» (сложность движения по структуре, по формированию движения). Последовательность обучения предусматривает изучение упражнений в порядке возрастающей структурной координационной сложности.
При этом необходимо учитывать:
- двигательный опыт учащихся;
- методика обучения должна соответствовать возрасту и возможностям учащихся;
- не всегда простые по структуре упражнения осваиваются быстро (лазание по канату в три приема сложнее по структуре, чем подъем разгибом на перекладине, который требует больше времени на освоение).
Правило «от освоенного к неосвоенному» предполагает последовательность, обучения, которая позволяет, использовать ранее изученные технические приемы для формирования нового умения и создавать предпосылки для обучения последующим техническим приемам на основе положительного переноса навыка (обучение метанию мяча предшествует обучению метанию гранаты).
Правило «от известного к неизвестному» предусматривает последовательность обучения, при которой формирование необходимых знаний предшествует формированию соответствующего умения (одно из требований принципа сознательности – от знаний к умению) получение тех знаний, которые являются опорными для первых попыток выполнения упражнения.
Здесь большое значение имеет повторяемость упражнений, а объем и интенсивность повышается постепенно.
ТЕОРИЯ И МЕТ