Содержание и построение учебного материала предполагает наличие системы взаимосвязанных задач, средств, методов и форм организации занятий на каждом этапе обучения. Занятия должны проводиться непрерывно и последовательно, т.е. эффект каждого последующего занятия долен «накладывается» на «следы» предыдущего, закрепляя и углубляя их (Ж. Ламарк, закон упражняемости).
Реализация принципа требует системности:
- разработки систем задач (упражнений, методов и форм организации занятий) на одно занятие и серию занятий;
- определения между ними взаимных связей;
- учета результативности этих взаимосвязей на одном занятии и серии занятий.
-
Непрерывность – определенное чередование работы и отдыха, основой здесь является закономерные взаимосвязи процессов утомления и восстановления организма в зависимости от того, на какой стадии отдыха будет даваться нагрузка. Можно выделить четыре основных варианта чередования нагрузки и отдыха.
1. Новое занятие на фоне недовосстановления, пониженной работоспособности (3-4 тренировки в день) – показатель работоспособности снижается, используется для развития выносливости (применяется редко).
|
|
2. Новое занятие на фоне повышенной работоспособности (попадает в фазу сверхвосстановления, супперкомпенсации). Это ведет к увеличению мышечной массы, повышению быстроты, координации движений, но выносливость снижается. Оба эти варианты развивающие.
3. Новое занятие на фоне полного восстановления организма – поддерживающий вариант. Здесь работоспособность поддерживается на одном уровне или несколько повышается.
4. Новое занятие через длительный отдых, когда почти утрачены «следы» предыдущего. Этот режим не приводит к развитию органов и систем организма, повышению работоспособности, он носит восстановительный характер.
Следовательно, при планировании тренировочных необходимо помнить что:
- физические упражнения оказывают стойкие влияния только при условии их повторения;
- выполнение физических упражнений ведет к утомлению, следовательно, нужен отдых для восстановления работоспособности;
- после выполнения физических упражнений в организме происходят приспособительные реакции и они некоторое время сохраняются, следовательно, занятия должны повторяться, имея оптимальные интервалы отдыха. Чтобы следующая нагрузка попадала на «следы» предыдущего занятия.