В целях обучения упражнение разделяется, разбивается на отдельные части, при этом нарушается структурное единство упражнения (гимнастический метод).
Он применяется:
1. Когда упражнение очень трудно по координации и сразу обучить невозможно (диск, метание молота, шест, гимнастика, акробатика).
2. Когда упражнение совершается очень быстро, с большим выходом энергии (сальто, пируэт).
3. Упражнение состоит из частей малосвязанных между собой (стойка на руках, прыжок в высоту, метания, гимнастика).
4. Расчленение ведется в психо-физиологических целях (выработать у детей интерес, облегчить выполнение упражнений).
Главное здесь понимать возможность и необходимость деления и уметь его осуществить. В каждом упражнении надо найти место и предел дробления (частей не должно быть много).
Разучивание по частям не самоцель, а первоначальный этап, облегчающий овладение целым упражнением. Завершающим моментом является освоение упражнения в целом. Расчленение упражнения ведет к образованию - подводящих упражнений. Они не имеют принципиальных отличий от частей и элементов упражнений и используются для облегчения. усвоения упражнения через предварительное решение частных задач. Они способствуют образованию временных связей, следовых эффектов, и облегчают усвоение упражнений.
Преимущества этого метода:
1) постепенное накапливание частных двигательных умений, из которых формируется двигательное действие. Внимание концентрируется на каждой детали, все это ведет к тщательному усвоению упражнения в целом. Повышается качество и культура движения.
2) позволяет понять внутреннюю структуру упражнения.
3) содействует сравнительно быстрому восстановлению утраченных навыков.
Недостатки:
1. При неправильном делении и неправильном подборе подводящих упражнений, изучение упражнений затрудняется.
2. Если длительное время изучать один элемент, он переходит в навык, т.е. самостоятельное упражнение и связать его с другими элементами трудно.
Разновидности использования этого метода:
1. Раздельное разучивание частей и затем объединение в целое.
2. Последовательное обучение частям упражнения с последовательным, постепенным соединением друг с другом (способ наращивания).
3. Кратковременное вычленение части упражнения для его уточнения (метод сопряженного воздействия, когда физическое упражнение развивает и физические качества, и
двигательные навыки).
4. Отработка частей упражнения в виде подводящих упражнений.
Метод разучивания по частям позволяет понять внутреннюю структуру упражнений и творчески подходить к анализу изучаемых упражнений.