ДУ I порядка – это способность выполнять двигательные действия, контролируя каждое движение изучаемого действия

Характерные черты ДУ:

- воспроизведение техники упражнения в грубой форме;

- движение происходит при контроле сознания;

его не минует ни один учащийся, но время ДУ различно и зависит от индивидуальных особенностей, опыта, физической подготовленности.

ДУ – это тот уровень владения двигательным действием, который характерен для всех подводящих упражнений, его не надо доводить до автоматизма, иначе возникнут осложнения в самом двигательном действии.

Двигательный навык - автоматизированное выполнение двигательного действия с концентрацией внимания на конечном результате. Двигательный навык – появляется при многократном и систематическом повторении ДУ, При многократном выполнении действия совершенствуются координационные механизмы; отдельные движения автоматизируются и в последующем двигательное умение постепенно переходит в навык. Выполнение действия становится стабильным и надежным (т.е. помехоустойчивым и надежным при стандартном выполнении - волнении, утомлении). Сознание не выключается, оно может быть направлено на наиболее ответственные элементы, узловые моменты действия, на контроль своевременности переключения с одних элементов действия на другие и т.п. Вносятся соответствующие коррективы. Возникает слитность (системность) движений, повышается точность пространственных, временных и динамических характеристик движений, совершенствуется ритм, появляется легкость движений. Перераспределяются функции анализаторов: уменьшается роль зрительного анализатора, возникают такие комплексные ощущения, как “чувство воды”, “дистанции”, “снега” и др.

Характерные черты ДН:

1) Автоматизированное выполнение движений;

1. Отдельные двигательные движения выполняются без контроля сознания за счет наступления автоматизации;

2. Сознание направлено на условия (обстановку) и узловые компоненты двигательного действия) и сознание направлено на повышение эффективности двигательного действия;

3. Возрастает роль двигательного анализатора;

4. Появляется прочность сохранения навыка.

5. Целостность двигательного действия;

6. Экономичность;

7. Точность;

8. Гибкость;

9. Устойчивость;

10. Надежность;

11. Исчезновение лишних движений;

12. Сознание направленно на результат;

13. Повышает роль двигательного анализатора.

При длительных перерывах навык сохраняется (приобретенная техника, а результативные характеристики снижаются - силовые, скоростные).

Факторы, влияющие на образование ДН:

1. Сложность самого ДН, он может быть прост по структуре, но сложен по формированию,

2. Подготовленность занимающегося (физическая, эмоциональная, психологическая, интеллектуальная),

3. Состояния анализаторов занимающегося,

4. Осознание результата своей деятельности,

5. Сознательного накапливания опыта,

6. Готовности к обучению,

7. Методики обучения.

Значение ДН – доведение умения и навыка до совершенствования, позволяющее человеку высвободить сознание для творческой деятельности.

ДН возникает на основе ДУ I порядка и сам является основой для формирования ДУ II порядка.

ДУ II порядка – это высшая ступень овладения движением, когда человек свободно применяет изученный прием в вариативных условиях.

ДН может быть костным (выполненным в одних условиях), гибким (выполненным в любых условиях).

Закономерности формирования ДН. Работами Павлова и Сеченова был установлен основной механизм формирования произвольных движений. Он заключается в образовании временных связей, с помощью которых регулируется мышечное выполнение двигательных действий.

Формирование ДН – есть формирование и развитие комплексных и условных рефлексов, следовательно, для сохранения ДН необходимо постоянное повторение двигательного действия.

Процесс формирования ДН условно разделен на 3 физиологические фазы:

I фаза – иррадиация – характеризуется широкой иррадиацией и последующей генерализацией возбудительных процессов в коре больших полушарий головного мозга при первоначальном обучении. Возбуждение охватывает и многие ненужные нервные центры, что ведет к ненужным движениям, неточным, неуверенным происходит нерациональная трата энергии.

II фаза – концентрация – концентрация процессов возбуждения в центральной нервной системе; иррадиация ограничивается развитием тормозных процессов (процессы возбуждения уточняются по времени и в пространстве). Однако, временные связи еще недостаточно совершенно взаимодействие процессов возникновения и торможения, наблюдается скованность в движениях. Идет уточнение движения, оно становится более определенным. Здесь идет детализация движения анчинает образовываться двигательный гавык.

III фаза – стабилизация – распределение воздействия в необходимые центры, временные связи формируют устойчивую динамику стереотипа, появляется пластичность, автоматичность. Динамика стереотипа является физиологической основой системности в движениях при стандартных действиях. характеризуется завершением становления “динамического стереотипа”.

Динамический стереотип - устойчивая, сложная, подвижная система условных рефлексов). Двигательный навык приобретает все характерные для него черты: автоматизированное управление движениями, слитность движений, надежность действия. Таким образом, физиологической основой двигательного навыка является динамический стереотип - функциональное образование (но не морфологическое), которое по наследству не передается. Однако сложившийся динамический стереотип обеспечивает выполнение двигательного действия в стандартных условиях, в неожиданных ситуациях он будет консервативным. Для достижения гибкости (вариативности) двигательного навыка необходимо формирование дополнительных функциональных систем для различных условий, которые, закрепляясь, переходят в динамические стереотипы.

Физиологические фазы формирования двигательного навыка - биологические процессы, происходящие в организме при выполнении действий. Знание их позволяет преподавателю-тренеру осуществлять более эффективный подбор средств и методов обучения, тем самым добиться быстрого формирования двигательного навыка. Двигательных навыков много, а звеньев внутренней структуры ограниченное число. Поэтому отдельные звенья могут использоваться в других навыках.

Постепенность формирования ДН характеризуется его фазами.

Неравномерность формирования ДН характеризуется разной мерой качественного прироста в отдельные моменты становления ДН. Неравномерность имеет 4 вида:

Формирование навыка с отрицательным ускорением – быстро схватывается основа движения, долго осваиваются детали (легкие двигательные действия).

Формирование навыка с положительным ускорением – долго идет усвоение, затем резко возрастает прирост навыка (сложные двигательные действия).

Замедление развития навыка – замедление происходит когда навык достигает определенного совершенства, и он начинает очень медленно расти.

Задержка в развитии навыка – изменения в организме или направленный метод (плато – хорошая тренировка или плохая тренировка).

Формирование навыков взаимообусловлено. Эффективность обучения зависит от взаимодействия уже имеющихся (приобретенных) и осваиваемых навыков - переноса.

Одной из образовательных задач физического воспитания является создание определенных систем двигательных навыков, в результате несколько двигательных навыков формируются одновременно или последовательно, оказывая друг на друга влияние. Различают несколько разновидностей взаимодействия навыков:

Положительный перенос – один навык содействует формированию последующего (метание мяча помогает метанию гранаты).

1. Прямой положительный перенос – когда между ДН есть структурное сходство (копье, граната):

2. Генерализированный – когда структура ДН различна, а дает эффект (коньки, велосипед):

3. Перекрестный перенос – по симметриям конечностей (удар левой, удар правой).

4.Отрицательный перенос – когда один ДН мешает формированию другого – интерференция – для снятия этого влияния надо растянуть время (переучивание):

1. При изучении 2-х отрицательных навыков надо ранее изучать тот навык, который будет использоваться, или тот навык, который нарушается под действием другого (для формирования привычки требуется 21 день).

2. При переучивании следует изменить все внешние раздражители, которые способствовали усвоению старого навыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: