Шестая закономерность: перенос физических способностей

Организм един в своем развитии и функционировании. Поэтому различные физические способности развиваются в тесном взаимодей­ствии друг с другом. Уровень развития любой из физических способностей определяется уровнем развития других способностей и, сам в свою очередь определяет их уровень развития. Такое явление, когда направленное изменение в уровне развития одной способности влечет за собой изменения в уровне развития другой, получило название «перенос физических способностей».

Перенос может быть:

- положительным:

- отрицательным.

При поло­жительном переносе развитие одной способности содействует совершен­ствованию другой. Например, увеличение «взрывной» силы — росту быстроты движений.

Отрицательный перенос характеризуется тем, что развитие одной способности тормозит рост другой или понижает уро­вень ее развития. Например, чрезмерное увеличение силы — снижает рост быстроты движений.

Перенос бывает:

- однородным:

-разнородным.

При однородном переносе наблюдается повышение уровня одной и той же способности в применяв­шихся и не применявшихся упражнениях. Например, повышение уровня силовой выносливости при сгибании — разгибании рук в висе приводит к изменению той же способности в сгибании и разгибании рук в упоре лежа.

При разнородном переносе тренировка, направленная на развитие одной способности, приводит к изменению уровня как этой, так идругих физи­ческих способностей. Например, повышение изометрической силы сгибателей рук сопро­вождается достоверным приростом силовой выносливости.

Перенос может быть:

- взаимным (например, если при развитии силовых способностей совершенствуются скоростные, а при совершенствовании скоростных — силовые);

- односторонним (например, если при развитии быстроты движений совершенствуется и время реакции, а упражнения, направленные на улучшение времени реакции, никак не оказывают влия­ния на развитие быстроты движений).

Наконец, выделяют:

- прямой;

- опосредованныйперенос.

При прямом пере­носе повышение уровня развития одной способности непосредственно сказы­вается на развитии другой. Например, повышение уровня скоростно- сило­вой подготовленности мышц нижних конечностей у бегунов на короткие дистанции сразу же сопровождается увеличением скорости бега.

При опосре­дованном переносе создаются только предпосылки для совершенствования какой-либо другой способности. Например, максимальная сила ног сприн­тера не имеет прямой существенной связи с результатом скоростного бега. Однако она обнаруживает связь с прыжковыми упражнениями, ре­зультаты которых, в свою очередь, довольно тесно связаны со скорост­ным бегом. Поэтому занятия, направленные на развитие максимальной силы ног, способствуют созданию функциональной базы для развития скоростно-силовых способностей, определяющих в конечном счете скорость бега.

Эффект этих видов переноса используется при решении задач специ­альной и общей физической подготовки в большинстве видов спорта.

Величина и характер влияния одних способностей на другие во многом зависят:

От преимущественной направленности и рационального чередова­ния педагогических воздействий при их развитии (например, занятие, со­
стоящее из упражнений, требующих скоростных и силовых способностей,
выносливости, развивает каждую из них лучше, нежели тренировка в од­
ном из видов, проводимая даже с увеличенной вдвое нагрузкой).

От уровня физической подготовленности занимающихся (при низ­
ком уровне физической подготовленности развитие одной способности
обычно приводит к повышению уровня развития и других, однако в даль­
нейшем подобный параллельный рост способностей прекращается).

«Перенос» физических способностей имеет существенное педагогичес­кое значение. Благодаря этому явлению можно, занимаясь относительно небольшим кругом физических упражнений, создать некоторые предпо­сылки для успешного овладения любым видом двигательной деятельнос­ти. Эта возможность используется в практике физического воспитания при подготовке людей к трудовой, военной и спортивной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: