double arrow

Четвертая закономерность: неравномерность и гетерохронность (разновременность) развития способностей


Неравномерность развития означает, что прирост показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других.

Как правило, наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются. Поскольку развитие физических способностей связано с уменьшением темпов их при­роста, то на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени.

Гетерохронность развития физических способностей означает несовпадение во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей.

В определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными(чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма.

Установлено, что наибольший эффект в раз­витии отдельных способностей достигается в период их бурного естествен­ного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие воз­растные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при развитии конкретных физичес­ких способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возраст­ные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее. Каждая отдельных физических способностей имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Обычно на момент начала интенсивного развития большинства способностей девушки обгоняют подростков на 1—2 года.




Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у раз­ных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены несколькими причинами:

Применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности.

Использованием различных подходов и формул для определения
темпов прироста показателей физических способностей.

3. Неоднородностью обследуемой выборки испытуемых (разным чис­лом обследуемых людей, различиями в уровне их физического развития, подготовленности, общего режима деятельности и т.д.). Посмотреть разновидности из Гуревича.

Рис. ... Сенситивные периоды развития физических способностей у детей (по А.П. Матвееву)







Сейчас читают про: