double arrow

Методы её развития

Ловкость – это качество управления движениями, обеспечивающие правильное, быстрое, рациональное и находчивое решение двигательной задачи. Так же ловкость понимается, как способность быстро овладевать новыми движениями (быстро обучаться) и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой.

Ловкость – это сложное комплексное не имеющее единого критерия. Ловкость - специфическое качество – т.е. ловкость в одном виде деятельности не означает ловкости в другом (гимн. – с/и).

Сложность и комплексность проявляется в том, что с одной стороны, в него входит приспособляемость к меняющимся условиям среды и деятельности, а с другой, комплексный характер проявлений быстроты, силы, гибкости, выносливости. Поэтому и оценить его очень трудно.

К критериям ловкости относят:

1)Координационную сложность упражнения.

2)Точность выполнения (согласовать по временным, пространственным и силовым характеристикам).

3) Время необходимое для овладения уровнем точного выполнения упражнений.

4) время от момента изменения обстановки до начала ответственного действия.

5) Время выполнения всего упражнения.

Различают общую ловкость и специальную.

Основная задача общей ловкости – расширение запасов двигательных навыков. Она является основой для специальной ловкости.

Специальная ловкость – это способность к быстрому овладению техническими приемами и умению успешно их исполнять в меняющейся обстановке.

Существует несколько классификаций ловкости:

1. а) ловкость телесная – включающая действия со значительными перемещениями тела и его частей (цикличные, ацикличные локомоции, гимнастические и акробатические упражнения и др.);

б) ловкость ручная или предметная, включающая мелкие, координированные, точные движения пальцев рук, ног, образующие двигательные действия в спортивных играх, единоборствах.

2. В зависимости от сходства двух задач и ситуаций:

а) ловкость в движениях, обеспечивающих быстрое изменение положений и поз тела;

б) ловкость, связанная с перемещением собственного тела в пространстве;

в) ловкость, связанная с перемещением других предметов (толкать, тянуть, поднимать, переносить);

г) предметная ловкость, проявляющаяся при манипуляциях предметами (бросать, ловить, ударять, жонглировать);

д) ловкость, связанная с использованием внешних и чужих сил для передвижения (горнолыжный спорт);

е) ловкость, проявляемая во взаимодействиях с другими лицами (единоборства);

ж) ловкость, проявляемая в командных упражнениях, требующая тактически согласованных действий, и в играх с тактическими противодействиями и взаимодействиями участников.

Различают 3 степени ловкости:

I степень – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений (точность) – дартс, стрельба.

II степень – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки (точность в быстроте) – легкая атлетика, гимнастика, плавание.

III степень – высшая степень проявляется ловкости – характеризуется пространственной точностью и координированностью движений в сжатые сроки в переменных условиях (точность в быстроте в переменных условиях) – спортивные игры, единоборства.

В структуре ловкости выделают:

1)Способность к овладению новыми движениями;

2)Способность дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими (во времени, пространстве и по усилиям).

3)Способность перестраивать двигательные действия в соответствии с меняющимися условиями.

Методы развития:

1. Основными способами развития ловкости являются овладения новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что ведет к увеличению двигательного фонда и положительно влияет на функциональные возможности двигательного анализатора.

2. Для развития ловкости необходимо, чтобы овладение новыми двигательными навыками проходило более или менее непрерывно.

3. Для овладения новыми двигательными навыками могут использоваться любые упражнения, несущие в себе элемент новизны.

II. Для развития способности к перестроению двигательных действий – упражнения с мгновенным реагированием на внезапно меняющуюся обстановку (спортивные игры, подвижные игры, единоборства, слалом).

III. Для развития способности дифференцировать различные характеристики движений и управления ими используются упражнения с заданной силой, направлением, амплитудой, высотой, скоростью.

Силовые характеристики – на всю силу, пол силы и т.д.

Пространственные характеристики – выполняются упражнения на определенные расстояния, в цель, в определенном направлении из различных ИП.

Временные характеристики – выполняются упражнения в определенное время.

Методические приемы:

1)Необычное ИП.

2)Зеркальное выполнение.

3)Изменение скорости и темпа движений.

4)Изменение пространственных границ, в которых выполняются упражнения (уменьшение площадки, круга – молот).

5)Смена способов выполнения упражнений.

6)Осложнения упражнений дополнительными движениями.

7)Изменения противодействия (спортивные игры, единоборства. – смена партнеров (сильный, слабый противник), отдых).

8)Выполнение известных движений в неизвестных сочетаниях.

9)Для новичков – отдых – полный для высококвалифицированных спортсменов – жесткий – на фазе недовосстановления в усложненных психологических условиях.

10) Развитие ловкости – планировать на 1 половину основные части занятия

Увеличение нагрузки, направленной на развитие ловкости идет по пути повышения координационной сложности упражнений.

Методы: переменный, игровой, соревновательный, круговой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: