double arrow

СОВМЕСТНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ

1. Сочетание общественного и семейного воспита­
ния как важная предпосылка повышения его эффек­
тивности.

2. Социально-экономические факторы повышения
роли школы в организации воспитательной работы
семьи и общественности.

3. Основные вопросы совместной работы семьи и
школы по воспитанию учащихся.

4. Организационно-педагогическая работа школы
с родителями. Органы родительской общественнос­
ти в школе.

5. Педагогическое просвещение родителей.

6. Индивидуальная работа школы с родителями
учащихся.

7. Привлечение родителей к оказанию помощи
школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­
ной работы.

1. Сочетание общественного и семейного воспита­ния как важная предпосылка повышения его эффек-


тивности. При рассмотрении в предыдущих главах воп­росов обучения и воспитания неоднократно подчеркива­лось положение о необходимости совместных усилий школы и семьи по воспитанию учащихся. В частности, при раскрытии сущности и закономерностей воспитания речь шла о том, что его успех во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы.

Не меньшее значение имеет данное положение, если рассматривать его с более широких социальных позиций. Воспитание детей — конституционная обязанность роди­телей. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полез­ной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стиму­лировать к учению и осознанному выбору профессии. Естественно, что школа должна использовать эту помощь со стороны семьи.

Школа не может не считаться также с тем, что влия­ние семьи на развитие и формирование детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие педаго­ги и психологи отмечали, что основы, личностного разви­тия человека закладываются в раннем детстве, до пя­тилетнего возраста. Вместе с тем влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего формирова­ния человека, что также не может не учитываться в процессе школьного воспитания.

Значение воспитательной деятельности семьи оказы­вает большое влияние на ее собственное укрепление. Дети цементируют семью, вносят в нее дух согласия и здоро­вого сплочения. Отсюда следует, что чем лучше семья воспитывает детей, тем более успешно происходит их личностное развитие, тем больше радости приносят они родителям и способствуют поддержанию здоровых отно­шений между ними, что в свою очередь укрепляет их воспитательный потенциал.

Не стоит в стороне от воспитания детей и обществен­ность — коллективы промышленных предприятий и госу­дарственных учреждений. Они содействуют проведению разнообразной внешкольной воспитательной работы с детьми, организуют шефство над школами, оказывают влияние на родителей, побуждая их к улучшению воспи­тания детей в семье.


Учитывая большую роль согласованной воспитатель­ной работы школы, семьи и общественности, эту работу необходимо умело координировать и направлять. Спра­виться с данной задачей в состоянии только школа. Но с чем же связана роль школы в координации воспитатель­ной деятельности семьи и общественности?

2. Социально-экономические факторы повышения роли школы в организации воспитательной работы семьи и общественности. Повышение роли школы в вос­питании подрастающих поколений и ее влияние на вос­питательную работу семьи теснейшим образом связано с теми социальными и производственно-экономическими сдвигами, которые происходят в развитии современного общества. Укажем на важнейшие из них.

Интенсивное развитие науки и техники и совершенствова­ние всех отраслей производства повлекли за собой необходи­мость введения всеобщего среднего образования и повыше­ния научного уровня образовательно-воспитательной работы.

Школа, таким образом, стала выполнять основные функции в общеобразовательной подготовке и всесторон­нем развитии молодежи.

Школа располагает квалифицированными кадрами педагогов и строит учебно-воспитательную работу на на­учно-педагогической основе.

Учитывая то, что в ряде случаев родители не обладают необходимыми знаниями в области педагогики и психоло­гии, учителя призваны оказывать им надлежащую научно-методическую помощь, способствовать повышению культуры семейного воспитания. Еще П.П.Блонский отмечал, что нельзя воспитывать детей, не воспитывая их родителей.

Наконец, необходимость влияния школы на воспита­ние учащихся в семье обусловливается тем обстоятель­ством, что почти все родители вовлечены в общественное производство, многие из них занимаются самообразова­нием, повышением своей квалификации, активно уча­ствуют в деятельности общественных и культурно-мас­совых организаций. Все это так или иначе сказывается на их воспитательной работе и, в частности, ослабляет тради­ционные контакты между родителями и детьми. По данным социологических исследований, с 1929 года свободное от работы время трудящихся увеличилось у нас в три раза, но это не повлекло за собой пропорционального увеличе­ния времени домашнего общения родителей с детьми.


В 1950 году в семьях служащих Москвы родители уча­щихся 5—7-х классов уделяли проверке тетрадей и дне­вников, совместным прогулкам, играм и беседам с детьми примерно четыре с половиной часа в неделю, в 1978 году -около двух часов.

Учитывая это, школа должна не только поддерживать тесные связи с семьей и общественностью, но и оказы­вать воздействие на активизацию воспитательной деятель­ности родителей, повышать их ответственность за воспи­тание детей. Таковы объективные предпосылки, обуслов­ливающие повышение роли школы в руководстве воспи­тательной деятельностью семьи и координации работы общественности.

3. Основные вопросы совместной работы семьи и школы по воспитанию учащихся. Объединяя педагоги­ческие усилия, учителя и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых им следует работать совместно. Круг этих проблем довольно широкий и с не­которой долей условности их можно разделить на три основные группы.

К первой группе следует отнести те проблемы, кото­рые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

Вторую группу составляют проблемы методики сти­мулирования учащихся в семье к работе над своим лич­ностным развитием и формированием.

К третьей группе относятся проблемы учета воз­растных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

В чем же заключается сущность этих проблем и ка­кой должна быть совместная работа школы и семьи по их решению?

Как уже отмечалось, одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является еди­ный подход к реализации целевых установок и повыше­нию содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе гото­вить образованных и инициативных граждан нашей страны, формировать у них принципиальность и прогрес­сивные убеждения. Контакты между семьей и школой в этом направлении должны охватывать следующие воп­росы.


Весьма важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость гражданско-патриотического формирова­ния личности, и не просто обращали внимание на учеб­ную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Не секрет, что некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Под­держивая связи с семьей, учителя имеют возможность глубже изучать интересы и увлечения детей и способ­ствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе круж­ков по интересам, технического моделирования, помога­ли им в создании домашних рабочих уголков и т.д.

Особенно большую роль в решении этой проблемы иг­рает влияние матерей, и их усилия в данном направле­нии необходимо "всячески поддерживать. Английский историк-социолог XIX века Томас Бокль писал:

Поразительный факт, что у большинства замечательных людей были замечательные матери, что они гораздо боль­ше приобрели от матерей, чем от отцов.

Большое значение имеют проблемы побуждения активности учащихся к работе над своим личностным развитием. Практика показывает, что наиболее интен­сивно развиваются те учащиеся, родители которых уме­ют поддерживать в семье благоприятный психологичес­кий микроклимат и служат примером трудолюбия, доб­рожелательности и высокой общественной деятельности. Л.Н.Толстой в дневниковых записях отмечал:

...Воспитание представляется сложным и трудным толь­ко до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспи­тывать своих детей. Я не знаю ни одного действия воспи­тания детей, которое не включало бы воспитания себя. Два правила дал бы я для воспитания: самому не только жить хорошо, но и работать над собой, постоянно совер­шенствуясь, и ничего не скрывать из своей жизни от детей.

Если родители пользуются у детей авторитетом, пока­зывают им пример нравственной культуры и постоянной


работы над собой, в таких случаях их слова и дела име­ют большой вес и побуждают учащихся к добросовестно­му выполнению своих школьных обязанностей. Те же школьники, в семьях которых нет согласия между роди­телями и царит обстановка недоброжелательности и не­рвозности, часто приходят в школу с плохим настроени­ем, с трудом сосредоточиваются на восприятии изучае­мого материала, не имеют нормальных условий для домашней учебы.

Задача родителей — развивать у учащихся здоровые духовные потребности и интересы. В этом смысле боль­шое значение имеет нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Если у родителей превалируют "вещные интересы" и заботы о поисках материальных выгод, если личный расчет заслоняет гражданский долг и чувства, это весьма отрицательно сказывается на вос­питании детей. Вот почему школе следует проводить работу по обогащению духовных потребностей родителей, знакомить их с вопросами развития искусства и литера­туры, науки и техники и направлять их внимание на всемерное развитие здоровых духовных потребностей учащихся, побуждать к овладению знаниями, к чтению, приобщать к искусству и художественному творчеству.

Высокий эффект в семейном воспитании дает уме­лое использование принципа требовательности в соче­тании с уважением и гуманным отношением к детям. Как уже отмечалось в главах о детском коллективе и методах воспитания, требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянным понуждением детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней — установить рациональный порядок жизни и поведения детей, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Нужно, например, детям разъяснять, когда они должны утром вставать, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке они должны содер­жать свои вещи и рабочее место, как относиться к родите­лям и другим членам семьи и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на допускаемые недостатки, одоб­рения хороших поступков и т.д.) к соблюдению этих тре­бований формировать соответствующие привычки поведе­ния. Если же дети не знают своих обязанностей в семье и не приучены к их выполнению, родителям то и дело при­ходится понуждать их к той или иной работе, что нередко порождает сопротивление и конфликты.


Требования должны сочетаться с проявлением уважи­тельного отношения к детям. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психи­ку и нередко приводят к неврозам. Задача школы — ори­ентировать родителей на ласковое и внимательное отно­шение к детям, учитывать их запросы и интересы, свя­занные с чтением книг, посещением кинотеатров, а так­же с участием в художественно-эстетических и спортив­но-оздоровительных мероприятиях.

Действенным стимулирующим фактором личност­ного развития учащихся является создание трудовой атмосферы в семье. Семья должна быть организована по типу трудового коллектива, в котором дети вносят свой посильный вклад в создание материального благополу­чия и умеют соизмерять свои потребности с материаль­ным достатком. А.С.Макаренко насчитывал, как уже отмечалось, более 20 видов труда детей в семье. Дети могут убирать свою постель, содержать в порядке свой стол и рабочий уголок, чистить обувь и одежду, ухажи­вать за цветами, складывать в определенном месте полу­чаемые газеты и журналы, ухаживать за младшими братьями и сестрами, помогать родителям в уборке квар­тиры, приготовлении пищи и т.д. Лучшим средством сти­мулирования детей к труду в семье Макаренко считал умение родителей ставить трудовые задачи, давать тру­довые поручения, а также совместно выполнять наме­ченную работу. Вместе с тем родителям необходимо по­мнить, что в народе всегда стремились приохотить, а не принуждать детей к труду. На опыте люди убеждались: охота пуще неволи. Неумение некоторых родителей сти­мулировать и расширять сферу применения сил детей в практических делах (особенно это относится к подрост­кам и старшим школьникам) приводит к тому, что они не приучаются ценить труд и формируют у себя ижди­венческие настроения.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке и совершенствованию своих личностных ка­честв играет контроль семьи за их поведением. Роди­тельский контроль помогает учащимся более ответствен­но относиться к выполнению своих обязанностей и пре­одолевать влияние отрицательных соблазнов. Родителям нужно следить за выполнением учащимися режима дня, знать, с кем они дружат, где проводят свой досуг, побуж­дать к аккуратному выполнению школьных заданий.


Наконец, много сложных вопросов включает проблема учета возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся в процессе совместной работы семьи и школы. К сожалению, далеко не все родители с пониманием отно­сятся к тем изменениям, которые накладывает возраст и индивидуальные черты характера на поведение детей и их работу. Так, иногда в семье не учитывают того, что подростки уже тяготятся излишней родительской опе­кой и стремятся к проявлению самостоятельности, что происходящие в их организме физиологические процессы периодически сопровождаются повышением нервознос­ти и раздражительности. Бывает и так, что в отдельных семьях не в меру удовлетворяют все запросы учащихся в отношении к сверхмодной одежде, ограждают их от уча­стия в труде, что формирует у них потребительское отно­шение к жизни.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов детей. Не все родители бережно относятся к склонностям уча­щихся, когда речь идет о кружковых занятиях, литера­турных увлечениях и участии в спортивно-массовой работе, проводимой школой. В отдельных семьях не со­здают условий для трудовых занятий детей, не поощря­ют их стремления к практической деятельности в сфере материального производства. Между тем правильный подход родителей к этим вопросам создает хорошую ос­нову для интенсивного развития и воспитания учащихся как в семье, так и в школе.

Какой же должна быть помощь школы семье в реше­нии этих проблем?

Основными формами этой помощи являются: органи­зационно-педагогическая работа с родителями, осуще­ствление их педагогического просвещения и проведение систематической индивидуальной работы по улучше­нию обучения и воспитания учащихся. Рассмотрим со­держание и формы этой работы.

4. Организационно-педагогическая работа школы с родителями. Органы родительской общественности в школе. Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы орга­низационно-педагогической работы с родителями. Одной из таких важных форм являются родительские собра­ния и конференции. Они проводятся как в общешколь­ном масштабе, так и по отдельным классам.


На общешкольных родительских собраниях или кон­ференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспита­ния учащихся. Так, родительские собрания посвящаются обсуждению задач и мероприятий по повышению качества знаний учащихся, улучшению трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников и др. Неред­ко на общешкольных родительских собраниях ставятся научно-педагогические вопросы воспитательной работы в семье, например: о роли авторитета родителей в воспи­тании, об акселерации развития учащихся и ее влиянии на воспитание и т.д. Общешкольные родительские собра­ния проводятся обычно два-три раза в год.

Более оперативной формой организационно-педагоги­ческой работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов. На них классными руко­водителями делаются сообщения о состоянии успеваемо­сти и дисциплины учащихся, обсуждается информация родителей об опыте воспитательной работы с детьми, а также решаются вопросы, связанные с улучшением учеб­ной работы и поведения отдельных школьников. Особен­но важны такие собрания для установления единой ли­нии в воспитательной работе семьи и школы. Речь идет о том, что, когда классный руководитель выдвигает перед классом ту или иную воспитательную задачу, ему необ­ходимо привлечь к ее решению также родителей. На­пример, у учащихся не ладится дело с соблюдением режима дня или налаживанием доброжелательных отно­шений в классе. Классный руководитель, естественно, ставит перед учащимися соответствующую задачу и разра­батывает систему воспитательных мероприятий по ее решению. С этой целью созывается специальное роди­тельское собрание класса, на котором классный руково­дитель знакомит родителей с поставленной перед учащи­мися задачей и договаривается с ними о той конкретной помощи, которой он ждет от них. В частности, родители должны хорошо знать режим труда и отдыха детей, со­здавать условия и осуществлять контроль за его соблю­дением. Если родители будут знать, какие воспитатель­ные проблемы решаются в классе или школе, и хорошо представлять себе, какая конкретная помощь требуется от них, они будут работать в одном направлении с учите­лями.


Родительские собрания иной раз полезно проводить вместе с учащимися. В таких случаях создается особая психологическая атмосфера, повышающая ответствен­ность как детей, так и родителей за решение поставлен­ной задачи. Вообще следует подчеркнуть, что влияние школы на воспитательную деятельность семьи во мно­гом зависит от того, в какой мере школа ставит перед родителями конкретные воспитательные задачи и дает методические советы и рекомендации по их решению. К сожалению, далеко не во всех школах это делается.

В системе организационно-педагогической работы школы с семьей большое место занимает деятельность родительских комитетов — общешкольного и классных. Их задачи, содержание работы, права и обязанности оп­ределяются специальным "Положением о родительском комитете общеобразовательной школы".

Количественный состав родительского комитета школы устанавливается решением общего собрания (конферен­ции) родителей. Для выполнения текущей работы роди­тельский комитет в крупных школах избирает из своего состава президиум, в который входят председатель роди­тельского комитета, его заместитель и 3—5 членов прези­диума. В небольших неполных средних школах избира­ются председатель, его заместитель и секретарь родитель­ского комитета, в малокомплектных — только председа­тель. Родительский комитет класса избирается общим собранием родителей в составе председателя и 2—4 членов комитета.

Родительские комитеты оказывают помощь школе в решении довольно широкого круга вопросов. Они спо­собствуют установлению связей родителей со школой, организуют их педагогическое просвещение, участвуют в расширении материальной базы для трудового и тех­нического обучения, профессиональной ориентации школьников. Они также организуют обмен опытом се­мейного воспитания, популяризуют педагогическую ли­тературу среди родителей, вместе с руководством школы проводят родительские собрания.

Организационно-педагогическая работа школы вклю­чает в себя также поддержание контактов с домоуправ­лениями по месту жительства учащихся, с промышлен­ными и сельскохозяйственными предприятиями, где работают родители, и созданными в них комиссиями со­действия семье и школе.


5. Педагогическое просвещение родителей. Действен­ным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения роди­телей, так как многие беды семейного воспитания обус­ловливаются незнанием элементарных педагогических истин работы с детьми. Например, ребенок начинает рез­виться: беспорядочно бегает, кричит, разбрасывает домаш­ние вещи... Мать или отец, повышая голос, требуют, чтобы он прекратил излишнюю резвость. Но ребенок продолжает свое. Для него это — игра, деятельность, удов­летворение потребности в движении. Снова следуют ок­рики и требование успокоиться. Если же это не помога­ет, родители переходят к угрозам, берутся за ремень, стре­мясь воздействовать страхом. Но страх делает ребенка безвольным, подавляя его деятельность и лучшие наклон­ности.

Знание педагогики подсказало бы родителям, что в данном случае нужно прибегать не к угрозам и страху, а переключить ребенка на другой, более спокойный вид деятельности. К сожалению, подобных примеров, когда в семье ощущается педагогическая беспомощность, встре­чается немало. Вот почему оказание помощи родителям в этом отношении — важная задача школы, учителей.

В последние годы сложился так называемый родитель­ский всеобуч, основной целью которого является прове­дение научно-методической работы и который охватыва­ет разнообразные формы популяризации психолого-пе­дагогических знаний среди родителей. Широкое распро­странение, например, получили "школы молодой мате­ри", в которых основами педагогических знаний овладе­вают женщины, готовящиеся стать матерями или имею­щие маленьких детей. Они изучают вопросы физическо­го развития и санитарно-гигиенического ухода за деть­ми, овладевают методикой развития их речи, выработки навыков и привычек поведения и т.д.

Психолого-педагогические знания по воспитанию детей дошкольного возраста родители получают в специальных семинарах при детских садах, затем работу в этом на­правлении проводит школа. Для педагогического просве­щения родителей в школах создаются лектории по се­мейному воспитанию, народные университеты, педаго­гических знаний. В них читаются лекции и доклады на психолого-педагогические темы, проводятся методичес­кие конференции и семинары по обмену опытом семей-


ного воспитания, организуются выставки литературы по педагогике и психологии, просмотр и обсуждение кино­фильмов по проблемам воспитания и т.д. Тематика различных видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися определенного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким обра­зом, родители получают педагогические знания, рассчи­танные на воспитание детей того или иного возраста и того класса, в котором обучается их сын или дочь.

Педагогическое просвещение осуществляется также на промышленных предприятиях, в колхозах и со­вхозах, по месту работы родителей. Для рабочих, слу­жащих и колхозников читаются лекции, делаются доклады по важнейшим вопросам воспитания детей, проводятся научно-педагогические конференции, офор­мляются стенды и специальные уголки, посвященные проблемам работы с детьми. Активное участие в этой работе принимают учителя школ, классные руководи­тели и организаторы внеклассной и внешкольной работы с учащимися.

6. Индивидуальная работа школы с родителями уча­щихся. Существенным фактором влияния школы на се­мейное воспитание является индивидуальная работа с родителями. Она охватывает различные стороны учебных занятий учащихся, их нравственное формирование, орга­низацию трудовой деятельности и профессиональную ориентацию.

В индивидуальной работе с родителями в первую оче­редь следует указать на создание необходимых домаш­них условий для учебных занятий и трудовой деятельно­сти школьников, а также осуществление контроля в се­мье за их поведением и соблюдением режима дня. Неко­торые родители не уделяют этим вопросам должного вни­мания, что отрицательно сказывается на успеваемости и нравственном развитии учащихся. В отдельных семьях родители не заботятся об организации досуга детей и воспитании у них здоровых духовных потребностей. В частности, обнаруживается, что некоторые учащиеся мало читают, не проявляют интереса к музыке и изоб­разительному искусству и слишком много времени проводят у телевизора. В ряде случаев родители без дол­жного внимания относятся к удовлетворению запросов


учащихся в области технического творчества, не помо­гают им в создании "рабочих уголков". Не изжиты так­же факты, когда некоторые родители стремятся снять с себя ответственность за воспитание детей даже тогда, когда отдельные учащиеся совершают серьезные шалос­ти в школе, не выполняют домашних заданий и т.д., и полностью переложить ее на учителей. Все это, естествен­но, требует соответствующей индивидуальной работы с родителями.

Формы этой работы и ее влияние на родителей чаще всего требуют принятия соответствующих мер со стороны семьи и школы по улучшению воспитания учащихся. В этих случаях учителя совместно с родителями анализи­руют причины недостатков в учебе и поведении школь­ников и намечают пути их преодоления. Если, напри­мер, ученик часто не выполняет домашних заданий и не учит уроков, а в семье никто не следит за их выполнени­ем, учителя договариваются с родителями об усилении контроля за домашним учением школьника. Такие же приемы работы с семьей используются школой и тогда, когда учащиеся тратят слишком много времени на про­смотр телевизионных программ или нуждаются в конт­роле за поведением в свободное время и т.д.

Индивидуальная работа зачастую носит характер пе­дагогических консультаций родителей и дачи им прак­тических советов по улучшению семейного воспитания. Например, отдельные учащиеся отличаются повышенной нервозностью или упрямством. Не все родители доста­точно компетентны в подходе к таким детям и нужда­ются в квалифицированной помощи педагогов.

Очень важной является индивидуальная работа с роди­телями учащихся, которые проявляют интерес и способ­ности к изучению отдельных учебных предметов или осо­бую одаренность в области искусства. Контакты школы с родителями таких учащихся выражаются в том, чтобы родители, заботясь о развитии творческих задатков детей и создавая для этого необходимые условия, обращали внимание на вовлечение их в другие виды деятельности, и в особенности в общественно полезную работу. Все это будет содействовать их правильному нравственному фор­мированию.

Оказывая индивидуальную помощь и влияя на роди­телей в целях улучшения семейного воспитания, учите­лям следует проявлять необходимый педагогический такт.


Особенно критической оценки заслуживает такой метод, когда учителя жалуются родителям на тех детей, кото­рые "плохо ведут" себя в школе. Такие жалобы, как пра­вило, не дают положительного эффекта, а иногда прино­сят и прямой вред. На это, в частности, указывал еще А.С.Макаренко1:

Вы прекрасно понимаете,что обычно вызывают роди­телей и говорят: "Ваш мальчик не учится и плохо себя ведет. Примите какие-нибудь меры. Поговорите. Боже сохрани — не бейте".- "Хорошо, до свидания".

Каждый понимает, в чем дело... Иной родитель после такого разговора прямо берется за ремень, а другой про­сто ничего не делает, и все идет по-прежнему.

А.С.Макаренко придерживался мнения, что школа должна воздействовать на улучшение семейного воспи­тания через учащихся. Он говорил2:

Что же касается школы и семьи, я никогда не вызывал родителей. Я педагог... и считал, что если дети у меня воспитываются, я квалифицированный воспитатель, так я детей заставлю вносить положительное влияние в семью.

Попробуйте стать на эту точку зрения, и вы увидите, как будет легко, когда вы научите детей чувствовать от­ветственность за семью. Нужно детей в школе так воспи­тывать, чтобы они вносили в семью какую-то дополнитель­ную здоровую струю, не то, чтобы перевоспитывали семью, а чтобы они шли в семью как представители государствен­ной школы и несли эти идеи в жизнь.

Идея А.С.Макаренко о влиянии на семью через уча­щихся заслуживает серьезного внимания. Автор этих строк, работая в школе, не раз убеждался в ее плодотворности. Когда мы, например, занимались проблемой развития чита­тельских интересов учащихся и рекомендовали им созда­вать домашние библиотечки, мы оказывали необходимое влияние на родителей, и те включались в эту работу. То же самое относится к трудовой деятельности учащихся в семье, к соблюдению режима дня и т.д. Когда эти задачи мы ставили перед учащимися и проводили с ними соответ­ствующую работу, это оказывало положительное влияние также на воспитательную деятельность родителей. К со­жалению, положение о влиянии на воспитательную

1 Макаренко А.С. Соч. Т.5. С. 457-458.

2 Там же. Т.4. С. 480-481.


работу семьи через учащихся пока еще не получило глубоко­го освещения в педагогике и слабо используется в школе.

7. Привлечение родителей к оказанию помощи школе в проведении внеклассной учебно-воспитатель­ной работы. Одной из форм связи школы с семьей явля­ется организация помощи родителей в проведении вне­классной учебно-воспитательной работы с учащимися. Среди родителей есть специалисты в различных областях науки и техники, работники искусства, ветераны труда и др. Их участие во внеклассной учебно-воспитательной работе с учащимися придает ей разнообразие и повыша­ет ее содержательность.

Воспитательная деятельность родителей в школе осу­ществляется прежде всего в форме бесед с учащимися, проведения докладов и лекций.

Они посвящаются вопросам развития науки и техни­ки, ознакомлению школьников с производственными успехами людей. Тематика этих выступлений включает в себя вопросы медицины, искусства, рассказы о жизни и творческой деятельности выдающихся людей и т.д.

Распространенной формой участия родителей во вне­классной работе школы является проведение экскурсий учащихся на промышленные предприятия и в научные учреждения, а также организация краеведческой работы.

С помощью родителей школы имеют возможность расширять содержание работы ученических кружков, а также факультативных занятий. Родители нередко руко­водят кружками "Умелые руки", авиамоделирования, технического творчества. Специалисты-инженеры и на­учные работники проводят факультативные занятия по химии, физике, математике и другим предметам.

Наконец, совместно с семьей и общественностью школа проводит профориентационную работу. Родители помо­гают учителям знакомить учащихся с особенностями различных профессий, участвуют в проведении встреч с производственниками, в создании витрин и стендов о людях различных видов труда.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Устно составьте план содержания главы.

2. Какие социальные и педагогические факторы обусловливают не­
обходимость совместной воспитательной работы школы, семьи и обще­
ственности?


3. Дайте обоснование, почему школа должна выполнять функции
центра организации воспитательной работы с детьми в своем микро­
районе.

4. Раскройте содержание и формы организационно-педагогической
работы школы с родителями и общественностью.

5. Какие формы работы используются по педагогическому просве­
щению родителей? Что такое родительский всеобуч и в чем состоит его
назначение?

6. Какое содержание имеет индивидуальная работа школы с роди­
телями? В чем заключается сущность идеи о воздействии школы через
учащихся на воспитательную работу семьи?

7. Разработайте текст беседы с родителями на одну из таких тем:
"Как помогать детям учиться?", "Как приучать детей к выполнению
режима дня?", "Как организовать в семье свободное время детей?" и
др.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Диалоги о воспитании: Книга для родителей. М., 1985.

Гребенников И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием. М., 1980.

Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М., 1980.

Макаренко А.С. Книга для родителей //Соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 4. Мудрость воспитания: Книга для родителей /Сост. Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. М., 1987.

Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989.

Сенько В.И. Учителя и родители. Мн., 1987.

Сухомлинский В.А. Родительская педагогика //Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3.


Раздел четвертый


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: