Затратные методы ценообразования: ценообразование по принципу «издержки плюс прибыль»

Затратные методы ценообразования - самые распространен­ные. Популярность этой группы методов объясняется, во-первых, тем, что российская экономика долгое время находилась в условиях пла­нового административного регулирования, когда не учитывался та­кой важный аспект ценообразования, как спрос, а во-вторых, тем, что в основе затратных методов лежит калькулирование издержек про­изводства и сбыта продукции, следовательно, цена, сформированная затратными методами, имеет обоснование, которое трудно оспари­вать. Но именно эта обоснованность составляет один из самых суще­ственных недостатков затратного подхода, поскольку лишает процесс ценообразования и сами цены необходимой мобильности, т.е. не по­зволяет мгновенно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Затратное ценообразование широко применяется на олигополистических рынках. (Олигополия – рыночная структура, в которую входит небольшое число предприятий, причем некоторые из них имеют большие размеры относительно размеров рынка). Оно дает возможность олигополистам использовать одинаковую структуру издержек, одинаковые способы их исчисления, прибавляя один и тот же процент прибыли. Олигополисты могут под­держивать одинаковый уровень цен на рынке, одновременно меняя методику их исчисления. Это позволяет им избежать обвинения в сговоре. Кроме того, часто предприятие имеет больше информации о своих издержках (внутренняя отчетность предприятия), чем инфор­мации о спросе (сведения, поступающие из внешней среды предприя­тия). Сфера применения затратных методов весьма ограничена - они могут служить только для определения начальной, базовой цены то­вара и обоснования факта выхода товара на рынок или организации его выпуска на предприятии. Для установления окончательной цены на товар нужно принимать во внимание факторы изменяющейся конъюнктуры рынка. Затратные методы ценообразования (цено­образование по принципу «издержки плюс прибыль»). К ним относятся следующие методы:

- Затратный метод с учетом полных издержек на производство продукции;

- Метод прямых, или предельных, затрат;

- Метод расчета цены на основе анализа безубыточности;

- Метод установления цены на основе анализа рентабельности инвестиций.

Затратный метод с учетом полных издержек на производ­ство продукции. Этот метод основан на определении полной себе­стоимости, включающей как переменные, так и постоянные издерж­ки. Главным достоинством метода является максимальная полнота включения издержек в цену продукции. Ключевой недостаток связан с методом отнесения постоянных издержек на себестоимость про­дукции. В основе этого расчета могут лежать разные способы: постоянные издержки могут относиться на себестоимость пропорциональ­но переменным издержкам, пропорционально затратам сырья, труда и т.п. Применение разных подходов приводит к получению неодина­ковой величины себестоимости и, следовательно, к разной цене.

Несмотря на явные недостатки, данный метод может с успехом использоваться, например, для определения цены на товары-новин­ки, не имеющие аналогов в мире, на товары, исчисление затрат на производство которых не вызывает затруднений в условиях жесткой ценовой конкуренции.

Метод прямых, или предельных, затрат. Данный метод осно­ван на учете только таких затрат, которые могут быть непосредствен­но отнесены на производство данного вида продукции. При этом к пе­ременным затратам прибавляется определенная надбавка — прибыль. Постоянные затраты возмещаются из разницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производство продукции. Эта разница называется маржинальной, или добавленной, прибылью.

Метод расчета цены на основе анализа безубыточности. В основе данного метода лежит выявление цены, обеспечивающей заданный объем прибыли, и определение точки безубыточности. Для того чтобы узнать необходимый объем прибыли, предприятие долж­но найти оптимальное количество товара, которое оно будет произ­водить. Предприятие должно рассмотреть разные варианты цены на продукцию, сопоставить их с объемами производства и возмож­ной прибылью и выбрать оптимальный вариант.

Точка безубыточности - это точка пересечения кривой общей выручки и кривой общих затрат. В точке безубыточности объем при­были равняется нулю.

При определении цены товара по методу безубыточности ис­пользуются следующие формулы.

1. Точка безубыточности в стоимостном выражении определя­ется по формуле

Qб=

где Qб - объем продаж в стоимостном выражении;

FC - постоянные издержки производства всего объема продукции;

Р - цена единицы продукции;

AVC - средние переменные издержки.

2. Точка безубыточности в натуральном выражении определяет­ся по формуле

Qб=

3. Цена единицы продукции (Р) при заданном объеме продаж и целевой прибыли определяется по формуле

P=

где Qз - заданный объем продаж;

Прц - целевая прибыль.

4. Объем производства продукции ( Q ) при заданном объеме при­были (Прз) рассчитывается по формуле

Q=

5. Размер прибыли (Пр) при сокращении средних переменных издержек на А% и постоянных издержек на В ден. ед. рассчитывается по формуле

Пр= P x Q - {(FC-B) + [AVC (1-0.01A: Q]}

6. Увеличение объема производства, требуемое для сохранения прибыли при снижении цены ((G), рассчитывается по формуле

G=

где Пр1 - прибыль, получаемая от продажи единицы продукции по старой цене;

Р - уменьшение цены;

К - доля переменных затрат в себестоимости единицы продукции при соответствующем объеме производства;

С - себестоимость единицы продукции, продаваемой по старой цене.

7. Порог безопасности (Пб), определяющий на какую величину (%) предприятие может снизить объем продаж, не неся убытков:

Пб=

8. Дополнительное количество продукции (QД), которое необхо­димо для покрытия дополнительных постоянных затрат (FСД) на рас­ширение предприятия в размере L, ден. ед., рассчитывается по формуле

QД=

Основным недостатком метода определения цены на основе анализа безубыточности является то, что не учитывается взаимосвязь цены товара и фактического спроса.

Метод установления цены на основе анализа рентабель­ности инвестиций. При использовании данного метода использу­ется оценка полных издержек всех инвестиционных проектов по про­изводству товара, определение объемов выпуска и реализации товара по определенной цене, которая обеспечит возмещение всех затрат. Устанавливаемая надбавка к издержкам производства включает про­цент дохода на инвестированный капитал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: