Конституционный строй Украины –
1) это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией;
2) это система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных Конституцией и законами, принятыми на ее основе и соответствующих ей.
Иначе говоря, конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции. Конституционный строй характеризуется, прежде всего, суверенитетом государства, и состоит из государственного строя и общественного строя.
Принципы конституционного строя закреплены в Разделе 1 КУ. К ним относятся:
1. Суверенность (Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть украинского государства распространяется на всю его территорию.).
2. Демократизм (правление сформированное и действующее по воле народа).
3. гуманизм (человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью).
|
|
4. Социальность (государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалиды, сироты, безработные и др.).
5. Плюрализм (сущность в том, что, во – первых, в Украине могут существовать различные формы собственности, во – вторых, в Украине существует многопартийность, в – третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий).
6. Разделение властей (гос. власть в Украине осуществляется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти должны действовать в строгом соотв. с КУ и ЗУ).
Составляющие государственного строя закреплены в функциях украинского государства. Основные функции украинского государства изложены в 1 разделе Конституции Украины. Государственный строй состоит из политической, экономической, социальной и духовной основы. Составной частью государственного строя, центром политической жизни является столица – г. Киев. Экономической основой являются Государственный бюджет, денежная единица, Национальный банк и государственная собственность. Государственный бюджет утверждается ежегодно ВРУ на период с 1.01 по 31.12, а при особых условиях – на другой период. Готовит проект КМУ, утверждает – ВРУ. КМУ предоставляет отчет о выполнении бюджета. Контроль за доходами и расходами бюджета осуществляет Счетная Палата. Денежная единица Украины – гривна. Обеспечение стабильности денежной единицы – основная функция Национального банка Украины (НБУ).
|
|
Общественный строй Украины представляет собой организацию и деятельность общества, предусмотренные и гарантированные Конституцией и законами. Регуляция организации и деятельности общества должна быть минимальной. Основными составными общественного строя являются политическая, экономическая, социальная и культурная (духовная, идеологическая) системы общества.
Политическая основа – политический плюрализм (многообразие партий и общественных объединений, наличие территориальных громад и органов самоуправления.
Экономическая – совокупность основных форм собственности и хозяйственной деятельности. формы собственности отражены в ст.13 и 14 КУ. В КУ закреплено, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность (ст.42).
Социальная основа – украинская нация как этнос, коренные народы, национальные меньшинства и т.д. Гражданство Украины (ст.4), однако на территории могут проживать апатриды и иностранцы.
Духовная основа – государственный язык – украинский (ст.10). В Украине гарантируется развитие, использование и защита иных языков. Кроме того, в культурную основу входят системы образования, науки, культуры, искусства, информации и т.д.
Государственный строй представляет собой организацию (построение) и деятельность государства.
Ст.1 Конституции Украины: Украина – суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Ст.2 – унитарное государство, ст.5 – республика. Кроме того, Украина национальное светское государство.
В науке конституционного права различают несколько видов суверенитета: суверенитет государства, суверенитет народа и суверенитет нации.
Суверенитет государства – политико-юридическое свойство власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости, полноте законодательной, исполнительной и судебной властей государства, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения.
В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины: верховенство, самостоятельность, полнота власти, неделимость власти, независимость и равноправие во внешних отношениях, неотчуждаемость. В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию».
Суверенитет народа – полновластие народа, верховенство народа как источника и носителя власти, обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства, т.е. его право самому решать свою судьбу непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов. Суверенитет народа закреплен в Конституции Украины (ст.5: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ»).
Суверенитет нации – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определить характер своей национальной жизни, включая, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений, способность политической самостоятельности вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Суверенитет всех народов равен.
|
|
Верховенство государственной власти - такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Проявляется в том, что она сама определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.
Понятие верховенства и независимости государственной власти очень тесно взаимосвязаны. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Важным признаком суверенитета государственной власти в Украине является ее единство, которое выражается в наличии целостной, единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, судебные органы, прокуратура).
Под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройства выраженную в форме правления, государственного устройства и политического режима.
Унитарная форма государственного устройства для Украины является наиболее оправданной, поскольку отвечает ее этническому составу, историческому прошлому, экономическим и культурным реалиям. Провозглашение Украины унитарным государством означает, что в ее пределах нет образований, которые обладают суверенитетом, правом самостоятельно вступать в отношения с иными государствами, а также правом выхода из состава Украины (право сецессии).
Украина, как унитарное государство, имеет следующие конституционные черты:
1. Единый Основной Закон.
2. Единые в масштабе всей страны высшие органы власти.
3. Единая система законодательства.
4. Единое гражданство.
5. Единая денежная единица.
6. Единая для всей страны налоговая и кредитная политика.
АРК имеет свою конституцию от 21.10.1998 г., ВР, КМ. Конституция Украины определила ряд вопросов, которые имеют право разрешать органы АРК.
|
|
Конституцией (ст.5) установлена республиканская форма правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти таковы, что позволяют определить Украину как президентско-парламентскую (смешанную) республику. Так, главой государства и исполнительной власти является Президент, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (как в президентской республике). Высшим органом исполнительной власти является КМУ.
Определение Украины в качестве демократического государства исходит из признания народа носителем высшей власти, ее источником.
Основополагающими признаками демократического государства является реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
В демократическом государстве отношения между личностью и государством строятся таким образом, что права и свободы человека и гражданина являются основной социальной ценностью, охраняемой обществом и государством. Такая модель заложена в ст.3 Конституции Украины. В Украине, как демократическом государстве, гарантируется самостоятельная деятельность негосударственных структур, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, свободно и самостоятельно осуществляющих свои интересы, отсутствует обязательная государственная идеология.
В демократическом государстве создаются надлежащие условия для деятельности политических партий, союзов, ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ.
Для демократического режима характерны активное участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, функционирование институтов власти в режиме законности, охрана прав и законных интересов человека и гражданина. Нормы Конституции Украины создают необходимые политико-правовые предпосылки формирования в Украине стабильного демократического политического режима. Но это возможно при наличии развитого гражданского общества как сообщества свободных индивидов, стабилизации экономической системы.
Современная конституционно-правовая характеристика государственного строя включает в качестве обязательного элемента государственные символы.
Государственные символы – это условные знаки государственности, суверенитета. Согласно Конституции Украины, ими являются Флаг, Герб и Гимн. Вместе с тем, они рассматриваются в качестве важных атрибутов государственности, так как являются своего рода визитной карточкой государства на международной арене.
Перечень официально установленных государственных символов довольно обширен и не исчерпывается традиционным гербом, флагом, гимном. Так, символика американских штатов включает кроме вышеназванных символов, также птицу штата, дерево штата и некоторые другие атрибуты.
После принятия 24 августа 1991 г. Акта провозглашения независимости Украины и его всенародного одобрения на референдуме 1 декабря 1991г., вопрос о государственной символике в Украине стал весьма актуальным, поскольку советская государственная символика из-за ее оторванности от национально-государственных и историко-культурных традиций украинского народа не могла символизировать новую Украину как суверенное государство.
Флаг – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и жёлтого цветов. Он устанавливается на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных о воздушных судах.
Малый государственный герб – Знак Княжеского Государства Владимира Великого (тризуб). Он располагается на печатях, денежных знаках, государственных ценных бумагах.
Большой государственный герб – должен быть установлен специальным законом с учётом малого герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Пока он не утверждён.
Гимн – национальный гимн на музыку М. Вербицкого (1865) со словами стихотворения (1-й куплет) Павла Чубинского «Ще не вмерла Україна» (1862), которые утверждены Законом Украины «О государственном гимне Украины» от 06.03.2003 г.. Гимн исполняется на официальных мероприятиях, на спортивных соревнованиях.
Государственные символы, с одной стороны, подтверждают факт существования государства и служат укреплению его суверенитета, а с другой – государственный суверенитет выступает первоосновой как появления, так и дальнейшего развития государственных символов. Утрата национальной государственности приводит к утрате его символов.