Основы конституционного строя Украины

Конституционный строй Украины

1) это порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в строгом соответствии с конституцией;

2) это система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных Конституцией и законами, принятыми на ее основе и соответствующих ей.

Иначе говоря, конституционный строй – это воплощение в жизнь предписаний конституции. Конституционный строй характеризуется, прежде всего, суверенитетом государства, и состоит из государственного строя и общественного строя.

Принципы конституционного строя закреплены в Разделе 1 КУ. К ним относятся:

1. Суверенность (Украина является независимым государством, полноправным субъектом международного права и международных отношений. Власть украинского государства распространяется на всю его территорию.).

2. Демократизм (правление сформированное и действующее по воле народа).

3. гуманизм (человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью).

4. Социальность (государство оказывает помощь тем группам населения, которые не могут самостоятельно поддерживать достойный человека уровень существования: инвалиды, сироты, безработные и др.).

5. Плюрализм (сущность в том, что, во – первых, в Украине могут существовать различные формы собственности, во – вторых, в Украине существует многопартийность, в – третьих, существует возможность разработки любых идей и теорий).

6. Разделение властей (гос. власть в Украине осуществляется по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Органы государственной власти должны действовать в строгом соотв. с КУ и ЗУ).

Составляющие государственного строя закреплены в функциях украинского государства. Основные функции украинского государства изложены в 1 разделе Конституции Украины. Государственный строй состоит из политической, экономической, социальной и духовной основы. Составной частью государственного строя, центром политической жизни является столица – г. Киев. Экономической основой являются Государственный бюджет, денежная единица, Национальный банк и государственная собственность. Государственный бюджет утверждается ежегодно ВРУ на период с 1.01 по 31.12, а при особых условиях – на другой период. Готовит проект КМУ, утверждает – ВРУ. КМУ предоставляет отчет о выполнении бюджета. Контроль за доходами и расходами бюджета осуществляет Счетная Палата. Денежная единица Украины – гривна. Обеспечение стабильности денежной единицы – основная функция Национального банка Украины (НБУ).

Общественный строй Украины представляет собой организацию и деятельность общества, предусмотренные и гарантированные Конституцией и законами. Регуляция организации и деятельности общества должна быть минимальной. Основными составными общественного строя являются политическая, экономическая, социальная и культурная (духовная, идеологическая) системы общества.

Политическая основа – политический плюрализм (многообразие партий и общественных объединений, наличие территориальных громад и органов самоуправления.

Экономическая – совокупность основных форм собственности и хозяйственной деятельности. формы собственности отражены в ст.13 и 14 КУ. В КУ закреплено, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность (ст.42).

Социальная основа – украинская нация как этнос, коренные народы, национальные меньшинства и т.д. Гражданство Украины (ст.4), однако на территории могут проживать апатриды и иностранцы.

Духовная основа – государственный язык – украинский (ст.10). В Украине гарантируется развитие, использование и защита иных языков. Кроме того, в культурную основу входят системы образования, науки, культуры, искусства, информации и т.д.

Государственный строй представляет собой организацию (построение) и деятельность государства.

Ст.1 Конституции Украины: Украина – суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Ст.2 – унитарное государство, ст.5 – республика. Кроме того, Украина национальное светское государство.

В науке конституционного права различают несколько видов суверенитета: суверенитет государства, суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет государства политико-юридическое свойство власти самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять функции на своей территории и за ее пределами, в международном общении. Он проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости, полноте законодательной, исполнительной и судебной властей государства, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранного государства в сфере международного общения.

В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины: верховенство, самостоятельность, полнота власти, неделимость власти, независимость и равноправие во внешних отношениях, неотчуждаемость. В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию».

Суверенитет народа – полновластие народа, верховенство народа как источника и носителя власти, обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства, т.е. его право самому решать свою судьбу непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов. Суверенитет народа закреплен в Конституции Украины (ст.5: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ»).

Суверенитет нации полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определить характер своей национальной жизни, включая, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений, способность политической самостоятельности вплоть до отделения и образования самостоятельного государства. Суверенитет всех народов равен.

Верховенство государственной власти - такое состояние власти, при котором над ней не стоит и не может стоять никакая другая власть. Проявляется в том, что она сама определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан.

Понятие верховенства и независимости государственной власти очень тесно взаимосвязаны. Независимость государственной власти означает, что она сама и только сама вправе принимать нормативные акты и обеспечивать конституционный правопорядок. Важным признаком суверенитета государственной власти в Украине является ее единство, которое выражается в наличии целостной, единой системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть (Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины, судебные органы, прокуратура).

Под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройства выраженную в форме правления, государственного устройства и политического режима.

Унитарная форма государственного устройства для Украины является наиболее оправданной, поскольку отвечает ее этническому составу, историческому прошлому, экономическим и культурным реалиям. Провозглашение Украины унитарным государством означает, что в ее пределах нет образований, которые обладают суверенитетом, правом самостоятельно вступать в отношения с иными государствами, а также правом выхода из состава Украины (право сецессии).

Украина, как унитарное государство, имеет следующие конституционные черты:

1. Единый Основной Закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие органы власти.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Единая для всей страны налоговая и кредитная политика.

АРК имеет свою конституцию от 21.10.1998 г., ВР, КМ. Конституция Украины определила ряд вопросов, которые имеют право разрешать органы АРК.

Конституцией (ст.5) установлена республиканская форма правления. Взаимоотношения между органами законодательной и исполнительной власти таковы, что позволяют определить Украину как президентско-парламентскую (смешанную) республику. Так, главой государства и исполнительной власти является Президент, избираемый всенародным голосованием на пятилетний срок (как в президентской республике). Высшим органом исполнительной власти является КМУ.

Определение Украины в качестве демократического государства исходит из признания народа носителем высшей власти, ее источником.

Основополагающими признаками демократического государства является реальная представительная демократия и обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

В демократическом государстве отношения между личностью и государством строятся таким образом, что права и свободы человека и гражданина являются основной социальной ценностью, охраняемой обществом и государством. Такая модель заложена в ст.3 Конституции Украины. В Украине, как демократическом государстве, гарантируется самостоятельная деятельность негосударственных структур, объединений производственного, профессионального, культурного, научного, религиозного характера, свободно и самостоятельно осуществляющих свои интересы, отсутствует обязательная государственная идеология.

В демократическом государстве создаются надлежащие условия для деятельности политических партий, союзов, ассоциаций, выражающих многообразие социальных, политических, экономических идеалов, устремлений и программ.

Для демократического режима характерны активное участие населения в формировании органов государственной власти и местного самоуправления, широкий спектр политических свобод граждан, функционирование институтов власти в режиме законности, охрана прав и законных интересов человека и гражданина. Нормы Конституции Украины создают необходимые политико-правовые предпосылки формирования в Украине стабильного демократического политического режима. Но это возможно при наличии развитого гражданского общества как сообщества свободных индивидов, стабилизации экономической системы.

Современная конституционно-правовая характеристика государственного строя включает в качестве обязательного элемента государственные символы.

Государственные символы – это условные знаки государственности, суверенитета. Согласно Конституции Украины, ими являются Флаг, Герб и Гимн. Вместе с тем, они рассматриваются в качестве важных атрибутов государственности, так как являются своего рода визитной карточкой государства на международной арене.

Перечень официально установленных государственных символов довольно обширен и не исчерпывается традиционным гербом, флагом, гимном. Так, символика американских штатов включает кроме вышеназванных символов, также птицу штата, дерево штата и некоторые другие атрибуты.

После принятия 24 августа 1991 г. Акта провозглашения независимости Украины и его всенародного одобрения на референдуме 1 декабря 1991г., вопрос о государственной символике в Украине стал весьма актуальным, поскольку советская государственная символика из-за ее оторванности от национально-государственных и историко-культурных традиций украинского народа не могла символизировать новую Украину как суверенное государство.

Флаг – стяг из двух равновеликих горизонтальных полос синего и жёлтого цветов. Он устанавливается на зданиях, в которых расположены органы государственной власти, дипломатические и консульские представительства Украины за рубежом, на водных о воздушных судах.

Малый государственный герб – Знак Княжеского Государства Владимира Великого (тризуб). Он располагается на печатях, денежных знаках, государственных ценных бумагах.

Большой государственный герб – должен быть установлен специальным законом с учётом малого герба и герба Войска Запорожского (казак с мушкетом на плече). Пока он не утверждён.

Гимн – национальный гимн на музыку М. Вербицкого (1865) со словами стихотворения (1-й куплет) Павла Чубинского «Ще не вмерла Україна» (1862), которые утверждены Законом Украины «О государственном гимне Украины» от 06.03.2003 г.. Гимн исполняется на официальных мероприятиях, на спортивных соревнованиях.

Государственные символы, с одной стороны, подтверждают факт существования государства и служат укреплению его суверенитета, а с другой – государственный суверенитет выступает первоосновой как появления, так и дальнейшего развития государственных символов. Утрата национальной государственности приводит к утрате его символов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: