Государственная политика на рынке труда

Государственное регулирование рынка труда было первым направлением социальной политики. Свою историю оно начинает в первой половине XIX века в Англии, когда формируется фабричное законодательство, ограничивающее применение детского труда и продолжительность рабочего времени для взрослых. Так, фабричный акт 1833 года запрещал использование труда детей до 9-летнего возраста, а труд детей в возрасте 9 - 13 лет ограничивал 8 часами в день. Продолжительность рабочего дня взрослых составляла 12 часов. И только постепенно устанавливается 10-часовой рабочий день. Соответствующие законы в других странах принимаются позднее.

В настоящее время в развитых странах сложилась развитая система государственного регулирования рынка труда. В ней можно выделить три основные направления:

1. Государство устанавливает условия использования труда: меры по ограничению применения детского и женского труда; установление продолжительности рабочего дня, рабочей недели, продолжительности отпуска; установление норм гигиены и безопасности труда

2. Государство воздействует на условия оплаты труда. Регулирование заработной платы осуществляется посредством следующих форм: установление минимальной заработной платы; регламентация ряда надбавок к заработной плате; индексация заработной платы в связи с ростом цен; налогообложение личных доходов; информация об уровне заработной платы в разных секторах экономики и различная методологическая помощь государственных органов фирмам, компенсации, связанные с трудовой деятельностью (страхование на случай безработицы, страхование от несчастных случаев на производстве).

3. Государство регулирует отношения между наемными работникам и предпринимателями, принуждая их к переговорам как способу урегулирования конфликтов. В результате такой деятельности обычной практикой стало заключение коллективных трудовых соглашений, подробно устанавливающих права и обязанности сторон трудовых отношений.

В Российской Федерации основным документом, регулирующим трудовые отношения является Трудовой Кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 декабря 2001 г. и вступивший в действие с 1 февраля 2002 г. В соответствии с ним, государственной регламентации подлежит: организация труда и управление трудом; трудоустройство; социальное партнерство, заключение коллективных соглашений, участие работников и профсоюзов в установлении условий труда; разрешение трудовых споров и др. Он обязывает работника и работодателя заключать трудовой договор и предоставлять работу, рабочее место, выплачивать зарплату в соответствии с ним; заключение коллективных трудовых договоров и соглашений через своих представителей с работодателем и др. Кодекс вводит принцип социального партнерства в сфере труда на следующих уровнях: федеральном, региональном, отраслевом, территориальном, уровень организаций. Нормальная продолжительность рабочего дня для взрослых установлена 40 часов в неделю. Сверхурочные работы (с согласия работника) не должны превышать 120 час. в год. Продолжительность ежегодного отпуска устанавливается в 28 календарных дней. 11 дней в году являются нерабочими праздничными. Кодекс обязывает Правительство РФ утверждать нормативные акты по охране и создавать государственные инспекции труда. Все вопросы, касающиеся регулирования трудовых отношений с 2004 г. возложены на Федеральную службу по труду и занятости, подчиняющуюся Министру здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Остановимся подробнее на некоторых аспектах социальной политики государства на рынке труда.

Установление минимального уровня заработной платы. Государство, устанавливая минимальный уровень заработной платы, предоставляет социальную гарантию, призванную уменьшить масштабы бедности. В числе критериев установления размеров минимальной заработной платы конвенция МОТ (Международная Организация Труда) "О минимальной заработной плате" называет:

- потребности работника и его семьи с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимости жизни, социальных выплат, доходов других социальных групп;

- экономические соображения, включая уровень производительности и занятости.

В развитых странах устанавливается минимальная часовая ставка заработной платы. Так в США в 1938 г. она составила 0,25 долл., в 1991 г. - 4,25 долл., в 1998 г. - 5,15 долл., сейчас – 5,75 долл. Минимальный уровень заработной платы находится в пределах 37 - 53 % от среднечасовой заработной платы в обрабатывающей промышленности.

В России законодательно устанавливается минимальная месячная заработная плата, размер которой равен 600 руб. Трудовой Кодекс предусматривает, что минимальная месячная заработная плата работника выполнившего трудовые обязанности не должна быть меньше установленного законом прожиточного минимума трудоспособного человека. Но порядок введения этой статьи Кодекса устанавливается федеральным законом. В 2004 г. минимальная заработная плата примерно в 3-7 раз меньше прожиточного минимума, в зависимости от региона страны.

Коллективные трудовые соглашения, заключаемые каждые 2-3 года, регулируют отношения между фирмой и наемными работниками. Они включают: определение продолжительности рабочего дня, условия оплаты труда сверхурочных, праздничных дней, пенсионное и медицинское частное групповое страхование, условия увольнения работников, условия индексации заработной платы и т.д.

Важное место в социальной политике на рынке труда играет страхование от безработицы. В США закон о страховании на случай потери работы был принят в 1935 году. В соответствии с ним во всех штатах страны разработаны местные правовые акты и программы по безработице. Целью этих программ является временная и частичная компенсация "утерянного " дохода в связи с безработицей. В различных странах существуют свои правила начисления пособия по безработице. Для определения размера пособия обычно учитываются: заработок потерявшего работу; минимум и максимум выплат; причины потери работы; профессия, длительность периода безработицы. Выплаты пособия по безработице от валового внутреннего продукта составляют: в Ирландии - 3,4 %, Голландии - 3, Великобритании - 2, во Франции - 1,3, в США - 0,4 %. В США пособия по безработице финансируются за счет 3,5 % налога, который выплачивают наниматели с первых 7 тыс. долл. заработка, приходящегося в среднем на каждого рабочего. Любой застрахованный рабочий, потерявший работу, после короткого периода ожидания (1 неделя) получает право на пособие. Эта программа охватывает почти 90 % всех работающих в гражданских отраслях экономики. Размеры платежей и количество недель, в течение которых выплачивается пособие, значительно отличаются друг от друга в разных штатах. В целом пособие составляет 50 % зарплаты рабочего после уплаты налогов. В Германии право на пособие по безработице имеют те, кто за последние 3 года до того, как стать безработным, минимум год платил взносы в страховой фонд. Размер пособия до последнего времени составлял 70 % от последней заработной платы и оно выплачивалось в течение 3-х лет. С 2006 г. будет выплачиваться пособие по безработице в течение 12 месяцев. Пособие по безработице не подлежит налогообложению. Наемные работники, которым исполнилось 55 лет, будут иметь право на пособие по безработице в течение 18 месяцев. «Пособие по безработице II» вводится с 1 января 2005 г. Происходит слияние пособия по бедности (которое выплачивали общины) и пособия безработным по бедности (которое выплачивалось из казны федерации, когда кончался срок выплат пособия безработным по бедности из страхового фонда на случай безработицы). Пособия по безработице II включают в себя выплаты для обеспечения жизненного существования, а также услуги по интеграции безработных в трудовую жизнь. Для хронических безработных будут действовать более жесткие правила в плане трудоустройства. Средний срок поиска рабочего места должен быть сокращен на неделю. Безработным, открывающим собственное дело (так называемое акционерное общество «Я»), биржа труда предоставляет дотации в течение 3 лет (600 евро ежемесячно в 1-й год, 360 – на 2-й год и 240 – на 3-й год). Их не надо возвращать и они не облагаются налогами. Реформа положения о ремеслах предусматривает отмену необходимости иметь звание мастера в 53 из 94 видах ремесел. В большинстве сфер при определенных условиях ремесленники могут вести свои дела, не имея звания мастера, они должны иметь 6-летний опыт работы, из них 4 года находиться на руководящей должности. Это облегчит открытие собственного дела и создает условия для появления новых рабочих и ученических мест, снижая уровень безработицы. Основными положениями реформы в этой области является минимизация безработицы и более быстрое трудоустройство безработных. Ведь, если в США без работы больше года остаются 6 % безработных, то в ЕС – 44 % (2003 г.).

В Швеции официально провозглашаемая цель социальной политики - достижение полной занятости, поставила перед государством задачи трудоустройства безработных и их материального поддержания. Чтобы получить пособие по безработице, необходимо соблюдение трех условий: быть членом общества добровольного страхования на случай безработицы не менее 52 недель, из них 20 недель в течение 12 месяцев, предшествующих безработице; быть зарегистрированным в местном бюро по трудоустройству; быть трудоспособным. В то же время не все безработные, даже официально зарегистрированные на бирже труда, имеют право на пособие. Оно выплачивается при условии, что потеря рабочего места была вызвана не зависящими от воли безработного обстоятельствами. В этой связи следует подчеркнуть, что в Швеции действуют законы, разработанные на основе предложений Центрального Объединения профсоюзов Швеции, обеспечивающие защиту от необоснованных увольнений. В частности, предприниматель имеет право сократить численность персонала, но это сокращение должно быть обоснованным. Выплата пособия по безработице производится по прошествии пяти дней после потери рабочего места. Максимальный срок предоставления материальной помощи составляет 300 дней для лиц моложе 55 лет и 450 дней для лиц более старшего возраста. Если безработный не является членом общества добровольного страхования на случай безработицы, то он имеет право получать пособие максимум 150 дней.

Кроме страховых пособий в ряде стран, безработный может получать от государства помощь по безработице. Этим видом социального обеспечения пользуются лица, не охваченные системой страхования, особенно это касается тех людей, у которых закончился срок получения пособия по безработице.

В России система страхования от безработицы отсутствует (пока), а работа службы занятости и выплата пособий по безработице финансируется по линии указанной выше Федеральной службы по труду и занятости. Пособие выплачивается в размере 75 % среднего заработка в течение первых трех месяцев, 60 % - в течение еще 4 месяцев и 45 % заработка в течение следующих 5 месяцев, но в то же время введены ограничения: максимальный уровень пособия не должен превышать стоимости прожиточной корзины по региону, а минимальный не ниже 30 % стоимости прожиточной корзины по региону.

В системе социальной защиты населения важную роль играет и обязательное государственное страхование по случаю травм на производстве, по дороге на работу или с работы. В большинстве случаев этот вид страхования финансируется целиком за счет обязательных взносов с предпринимателей. За счет их обеспечивается лечение, возмещение потерянного заработка, выплата пенсий по инвалидности, выплата пособий членам семьи в случае потери кормильца. В России только отдельные категории работников подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Поэтому все более важным направлением социальной политики государства становится поощрение предпринимательства и создание новых рабочих мест, уменьшение социальных гарантий, так как так называемое «социальное государство» обнаруживает тенденцию к саморазрушению.

Условием повышения конкурентоспособности национальных экономик в глобализирующемся мире становится демонтаж благотворительного государства, выравнивание систем социальных гарантий, продолжительности рабочего года (в часах), систем страхования от безработицы (видимо, ориентируясь на США), поощрение предпринимательства, восстановление «трудовой этики», обеспечившей в свое время гигантский прогресс капитализма, утрачиваемый во второй половине ХХ в.


[1] Лейбористская партия возникла в Англии в 1900 г. Она создана тредюнионами (английскими профсоюзами) и не имеет индивидуального членства. Лейбористская партия одна из ведущих партий социалистического интернационала.

[2] Позднее социал-демократы примут ее.

[3] См. Введение к третьему разделу курса лекций.

[4] По данным Cato institute, в 2004 г. по уровню экономической свободы первое место занял Гонконг. Далее идут: Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, Великобритания, США, Германия занимала 22 место, Италия и Япония – 36-е, Франция – 44-е, Индия – 68-е, Китай – 90-е, Россия - 114 место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: