Государственная политика в области образования, здравоохранения. Пенсионные системы

Наиболее приоритетным среди направлений социальной политики становится образование. Значимость образования всего населения для общества и государства была осознана во многих странах довольно давно. Еще Адам Смит, определяя функции государства в рыночной экономике, указал на необходимость государственных расходов на "образование детей и взрослых". Повышение уровня образования рассматривается как важный фактор экономического роста страны, а развитие образования и науки - как средство усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке.

В качестве исторического примера можно привести Германию. Еще в 1763 году Фридрих Великий ввел обязательное начальное образование по всей Пруссии. В 1860 году в Германии 97,5% детей школьного возраста посещали школы (в Англии только половина). Вместе с государственными заботами о развитии науки это вывело Германию к концу прошлого века в технологические лидеры, а немецкую систему образования и немецкую науку - на первое место в мире. Но в настоящее время доступность бесплатного высшего образования в Германии привела к ее значительному отставанию от США.

В США внедрение обязательного всеобщего образования завершилось только в 1918 году. Это одна из причин, по которой США не были лидерами в области науки и техники вплоть до Второй мировой войны. Только широкий приток ученых из Европы, бежавших от гитлеровского режима, вывел американскую науку и высшую школу на лидирующие позиции. При этом качественное образование в США платное и дорогое.

В Японии система всеобщего обязательного образования была введена после революции Мэйдзи 1867 - 1868 годов. При этом в основном была скопирована американская система неэлитарного образования.

В настоящее время общепризнано, что наиболее качественное среднее образование сложилось в Японии. Оно рассматривается как важнейшее условие японского лидерства в XXI веке. Но в сфере высшего образования пока главенствуют США. В Японии - самый продолжительный учебный год (240 дней), в США - 180 дней в году, германские школьники учатся - 210 дней, в Великобритании - 192 дня, в Канаде - 188 дней, во Франции - 174 дня. Замечено, что длинные летние каникулы, отрицательно влияют на общий уровень знания, так как в новом учебном году приходится полтора-два месяца тратить на повторение, возобновление базовых знаний и умений. В Японии также самая высокая заработная плата учителей (по соотношению со средним заработком). Почти все дети проходят дошкольную подготовку в детских дошкольных учреждениях. В результате, по экспертным оценкам, знания среднего японского школьника соответствуют знаниям 10 % лучших учеников Европы и США. Практически все расходы на обучение берет на себя государство. Таков же подход и в других странах, отличающихся высоким уровнем образования. Так, в Швеции учебные материалы, школьное питание и транспорт для школьников бесплатны. В Швеции система образования представлена следующим образом: обязательная начальная общеобразовательная девятилетняя школа; средняя школа (гимназия или специальное училище) для 16-летних; система образования взрослых, дающим возможность получить такую же подготовку, как в начальной и средней школе для детей; система высшего образования, которое в принципе открыто каждому. Дошкольное образование, обязательные и средние школы организуются местными властями. Число частных школ крайне незначительно. И это отрицательно уже сказалось на качестве образования.

Все вузы североевропейских стран являются государственными учреждениями (лишь в Финляндии есть частные) и финансируются из бюджета. Нуждающиеся студенты получают финансовую помощь и стипендии от центрального правительства. В Швеции эта помощь принимает форму субсидий и займов (так называемых "фондов обучения"), возвращаемых после окончания учебы в течение 15 - 20 лет. В Финляндии практикуются стипендии (но их получает лишь 15 % студентов) и банковская ссуда с невысоким процентом годовых, в Норвегии - небольшие займы в Государственной стипендиальной кассе, в Дании - кредиты на 5 -10 лет под высокий процент.

В США идет дискуссия о реформе школьного образования: считают, что система образования должна отслеживать изменения социально-экономического развития. Большое внимание уделяется подготовке докторов наук: делается ставка на то, что волна научно-педагогических работников новой формации сама обеспечит необходимые перемены во всех ступенях образовательной и социально-экономической системы страны.

Таким образом, необходимость вмешательства государства в область образования объясняется тем, что образование является общественным благом; каждый должен иметь шанс в жизни, который может быть использован детьми с потенциальными способностями, в том числе и теми, чьи родители бедны. Расходы на образование благодаря Г.Беккеру теперь рассматриваются не как затраты, а как инвестиции в личное будущее и в будущее общества. Поэтому индивидуальные инвестиции должны дополняться государственными. В России пока в острых дискуссиях отрабатывается новая модель образования (общего и специального) и новая политика государства в этой важнейшей сфере. Целевые ориентиры В.В. Путин определил 26 мая 2004 г.

Другим важным направлением социальной политики государства является система здравоохранения. В развитых странах сложилось два подхода к организации здравоохранения: в США преобладает частное медицинское страхование; в Германии и других европейских странах преобладает обязательное государственное медицинское страхование. Или, другими словами, существует две системы медицинского страхования: обязательное и добровольное.

Обязательное страхование на случай болезни было введено в 1883 г. в Пруссии, в 1888 году в Австрии, в 1901 году в Венгрии. Система обязательного медицинского страхования преобладает в европейских странах. В соответствии с действующим законодательством и предприниматели, и наемные работники платят на паритетных началах целевые налоги на заработную плату. Эти средства аккумулируются в больничных кассах (в Германии больничные кассы формируются за счет взносов, выплачиваемых наполовину работодателями и наполовину работающими по найму), которые оплачивают медицинские услуги застрахованным, лекарства, выплачиваются пособия по временной нетрудоспособности самим больным и пособия на период болезни кормильца членам его семьи. Принятый в декабре 2003 г. пакет законов с 2004 г. ввел систему обязательных ежеквартальных личных платежей как условия доступа к системе медицинского страхования. Пока эта сумма составляет … Например, в Дании каждый гражданин имеет удостоверение, дающее право на бесплатное медицинское обслуживание во всех общественных лечебных учреждениях. Услуги врача оплачивает больничная касса в строгом соответствии с выписанным пациенту счетом.

Благодаря больничным кассам все граждане страны, независимо от уровня доходов, имеют возможность получения квалифицированной медицинской помощи.

Данная система может использовать метод оказания услуги или возмещение затрат. В первом случае пациент по предъявлении свидетельства о страховании обслуживается бесплатно (Германия, Нидерланды), во втором (Бельгия, Франция, Люксембург) - пациент сам оплачивает услуги, а затем получает полную или частичную компенсацию. Так, в Германии система обязательного медицинского страхования распространяется на всех лиц наемного труда, студентов и безработных, а все остальные категории населения страхуются добровольно. Каждый застрахованный имеет право свободного выбора врача (из числа охваченных договором) и больницы. Время пребывания в лечебном учреждении не ограничено, а врачебная помощь бесплатна. Однако содержание в больнице и лекарства частично оплачиваются пациентом. Услуги по системе обязательного медицинского страхования при определенных условиях могут предоставляться и членам семьи застрахованного. Заболевшему человеку гарантируются выплаты по больничному листу, продолжительность которого по одному и тому же заболеванию ограничивается 78 неделями в течение трех лет. Размер выплат составляет 80 % от общего заработка, рассчитанного за последние три месяца. Предусмотрены и другие льготы. Принятый в декабре 2003 г. пакет законов по реформированию социального государства вводит с 2004 г. обязательные ежеквартальные платежи как условие доступа к системе медицинского страхования. Пока эта сумма составляет 10 евро.

Во Франции система обязательного медицинского страхования охватывает и пенсионеров. Продолжительность выплат по больничным листам составляет 12 месяцев в течение трех лет и 36 месяцев при длительных заболеваниях. Размер выплат составляет 50 % от валового заработка, а при наличии трех и более детей - 66 % начиная с 31-го дня болезни. Однако, пациент вначале за свой счет оплачивает услуги врача и лекарства, а затем получает частичное возмещение.

В странах, использующих государственную систему здравоохранения, фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет взносов работников (от 2,5 % в Греции до 11 % в Португалии) и работодателей (от 5,1 % в Греции до 24,4 % в Испании) от фонда заработной платы. В Германии отчисления в фонд обязательного медицинского страхования составляют для лиц наемного труда и работодателей 6,7 %, во Франции соответственно 6,8 и 12,8 % к фонду заработной платы.

В США преобладающее частное медицинское страхование включает групповое и индивидуальное частное страхование. Частным групповым страхованием охвачено большинство работников и членов их семей в крупных фирмах. Фирмы берут на себя расходы по этой программе. Данная система включает оплату периода болезни и выздоровления, содержание специализированных медицинских кабинетов, оплату медицинских профилактических осмотров работающих и членов их семей, обязательное периодическое обследование. Привязка деятельности медицинских учреждений к коллективу предприятия обеспечивает повышение производительности труда за счет своевременности выявления заболевания и его профилактического предупреждения, заинтересованности медицинского персонала в состоянии здоровья работающих. Индивидуальное частное страхование (добровольное) ориентировано на получение дополнительных медицинских услуг. Стоимость страхового полиса зависит от состояния здоровья. Государство поощряет частное страхование, не облагая соответствующие взносы подоходным налогом.

Существующая система медицинского страхования в США подвергается критике за неполный охват населения, слишком дорогие медицинские услуги. Это обусловлено тем, что в частном групповом страховании заранее выплачиваются деньги за будущие услуги, поэтому ни больной, ни врач не заинтересованы в их экономии. Вторая причина – высокая оплата труда врачей вызвана не только высокой квалификацией, но и высокой материальной ответственностью за возможные допущенные при лечении ошибки.

В России система медицинского страхования находится в стадии формирования. У нас возникла система обязательного медицинского страхования, прообразом которой является европейская модель. Взносы работодателей аккумулируются в территориальных фондах обязательного медицинского страхования. Он формируется за счет налога на фонд заработной платы - 3,6% (2004 г. в рамках ЕСН). Здравоохранение финансируется частично и из средств бюджета. По показателям здоровья населения Россия значительно отстает от развитых стран. Так продолжительность жизни населения у нас за 5 лет ниже, чем в Китае, и на 12 лет - ниже, чем в США. Система отечественного здравоохранения неэффективна и нуждается в коренной модернизации.

Целям обеспечения социальной стабильности, создания условий для экономического развития служат пенсионные системы. Есть два типа систем: система пенсионного обеспечения (СССР, Англия и др.) и система пенсионного страхования. При пенсионном обеспечении размер пенсии не зависит от индивидуального вклада, а при пенсионном страховании зависит от регулярных взносов наемных работников и работодателей, учитываемых индивидуально. Страхование может быть обязательным (государственным) и добровольным (частным). Частное страхование может быть групповым и индивидуальным. Таким образом, позаботившись о своем будущем пенсионер может получать три пенсии: государственную, частную групповую и частную индивидуальную.

Возраст выхода на пенсию мужчин и женщин во многих странах одинаков. В Германии – 65 лет, в Дании – 67 лет, во Франции – 60 лет, в Финляндии – 63-65 лет, в Великобритании – мужчин – 65 лет, женщин – 60 лет. В США пенсии по старости получают лица, достигшие 65 лет. Право на пенсию по старости обеспечивается при страховом стаже в 40 кварталов, то есть при 13 летнем трудовом стаже. По существующему в США законодательству на пенсию можно выйти и до наступления пенсионного возраста, но не ранее 62 лет и получать сокращенную пенсию, составляющую в среднем около 75% полной пенсионной выплаты. Средний размер пенсии по возрасту равняется 42% средней заработной платы. Выплачиваемые пенсии корректируются в соответствии с индексом стоимости жизни, который определяется либо на базе индекса потребительских цен, либо на базе индекса годовой заработной платы в стране.

Многие компании, корпорации, банки имеют свои собственные пенсионные программы или фонды. Они отличаются большим разнообразием по размерам и условиям выплаты пенсий. Как и в случае с медицинским страхованием, государство, освобождая взносы в пенсионные фонды от налогов, не только поощряет заботу граждан о своем будущем, но и превращает частные пенсионные фонды в одно из важнейших звеньев финансовой системы, которые стремятся инвестировать эти средства в высоконадежные акции, облигации, что способствует стабилизации экономики. Их называют стратегическими инвесторами.

В Швеции существует два вида государственных пенсий: пенсии по старости (народная), которая не требует наличия трудового стажа и пенсии за выслугу лет (трудовая). Обе пенсии суммируются и в совокупности составляют примерно 95% прежнего заработка.

В настоящее время во многих странах обсуждаются проекты пенсионных реформ (Италия, Франция, Австрия) или уже приняты соответствующие законы (Германия, Израиль, Россия). Так во Франции и Италии законопроект предполагает увеличение трудового стажа, необходимого для выхода на пенсию (страхуемый период) до 42 лет. В Австрии предполагается при начислении пенсий учитывать заработок за 40 лет работы, а не за последние 15 лет как сейчас. В Израиле возраст выхода на пенсию с 2004 г. повышен до 68 лет для мужчин и 65 лет - для женщин. В Японии думают о повышении пенсионного возраста до 70 лет. В Германии немецкие социал-демократы в 2003 г. приняли программу реформ «Повестка дня –2010», и в декабре того же года провели через Бундестаг первый пакет из необходимых законов.

В России завершается переход от системы пенсионного обеспечения к системе пенсионного страхования. 30 ноября 2001 г. Государственная Дума РФ приняла пакет из трех законов: «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Обязательное пенсионного страхование в РФ», «О трудовых пенсиях в РФ». В соответствии с первым законом, право на государственное пенсионное обеспечение (источник пенсионных выплат – средства федерального бюджета) имеют федеральные государственные служащие, военнослужащие, участники Великой отечественной войны, пострадавшие от радиационных и техногенных катастроф, нетрудоспособные граждане. Данный закон предусматривает назначение следующих видов пенсий: за выслугу лет (федеральным государственным служащим и военнослужащим), по старости (пострадавшим в результате катастроф), по инвалидности (военнослужащим, пострадавшим в результате катастроф, участниками ВОВ), социальная пенсия назначается нетрудоспособным гражданам.

В соответствии с двумя другими законами в РФ вводится обязательное государственное пенсионное страхование работающих по трудовому и т.п. договору, самостоятельно обеспечивающие себя работой и др. категории граждан. Источником пенсионных выплат являются обязательные взносы предпринимателей (в рамках ЕСН) и самих граждан, аккумулируемые в Пенсионном фонде Российской Федерации и учитываемые на индивидуальном лицевом счете застрахованного. Застрахованный приобретает право на получение трудовой пенсии по достижении пенсионного возраста, величина которой зависит от страхового стажа, расчетного пенсионного капитала (суммы накопленной на индивидуальном лицевом счете). Трудовая пенсия может быть трех видов: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Два первых вида состоят из трех частей: базовой, страховой, накопительной. Пенсия по случаю потери кормильца состоит только из базовой и страховой части. Базовая часть устанавливается, гарантируется и индексируется государством. Страховая часть определяется путем деления суммы расчетного капитала на количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий (228 месяцев). Накопительная часть зависит от суммы накоплений застрахованного в специальной части лицевого счета (ее сумма зависит во многом от успешной работы компании, в управление которой переданы специальная часть пенсионного капитала) и количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсий (228 месяцев).

Кроме того, за счет добровольных отчислений (дополнительных) можно заработать частную групповую (за счет фирмы) и частную индивидуальную пенсию (за счет личных взносов в негосударственную пенсионную компанию). Формирование пенсий за счет добровольных отчислений – общемировая тенденция. Наиболее полно такая пенсионная система реализована пока в Чили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: