Государство является составной частью, элементом рыночной экономики. Государственное регулирование направлено на ликвидацию сбоев в функционировании рыночного механизма, создание условий для преодоления кризисных явлений на предприятиях, в отраслях и регионах.
Осуществление государственного финансирования на безвозвратной или возвратной основе из бюджетов различных уровней, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов, направлено:
- на восстановление платежеспособности или поддержку эффективной хозяйственной деятельности предприятий;
- на финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий, призванных предотвратить негативные социальные последствия банкротств.
Антикризисное регулирование – это политика правительства, направленная на защиту предприятий от кризисных ситуаций и на предотвращение их банкротства. Она осуществляется на мезо- и макроуровне.
Для антикризисного регулирования необходима база надежных данных, создание специфической методики исследований, привлечение высококвалифицированных специалистов, проведение исследований, а также разработка, принятие и осуществление мер, стабилизирующих состояние экономики. В этом направлении государственные органы осуществляют регулирование следующих видов:
|
|
· правовое – создание правовой основы антикризисного регулирования, проведение экспертизы на предмет выявления случаев фиктивного и преднамеренного банкротства;
· методическое – методическое обеспечение проведения мониторинга состояния предприятий, профилактики их банкротства, судебных процедур, а также санации в случае возникновения факта несостоятельности;
· информационное – учет и анализ платежеспособности крупных, а также экономически и социально значимых предприятий;
· экономическое и административное – применение эффективных мер и методов воздействия на экономику с целью ее стабилизации;
· организационное – создание условий для цивилизованного разрешения всех споров по поводу несостоятельности должника;
· социальное – социальная защита работников предприятия-банкрота, выражающаяся в создании рабочих мест для них, их переподготовке, выплате пособий;
· кадровое – поиск и подготовка специалистов по антикризисному управлению предприятиями, повышение уровня их квалификации;
· экологическое – защита окружающей природной среды от загрязнения в результате деятельности предприятия.
Различают следующие формы государственного регулирования экономических процессов:
а) нормативно-правовое;
б) финансовое;
в) социальное;
г) экологическое;
|
|
д) информационное.
Основой нормативно-правового регулирования государства экономических процессов является Конституция и Гражданский кодекс, а также система других правовых законодательных актов (Уголовный, Арбитражно-процессуальный, Налоговый и другие кодексы, законы и подзаконные акты), которые обеспечивают правовое поле функционирования государства, других экономических и политических субъектов.
Финансовое регулирование – это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйств, предприятий и государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.
Финансовое регулирование осуществляется посредством использования бюджетной системы, обеспечивающая аккумулирование и перераспределение денежных средств.
В условиях кризиса экономики особое значение приобретает государственное нормативное регулирование в сфере социальных ценностей, которое осуществляется посредством арсенала законодательных и административно-правовых мер, политики цен и тарифов, налогов, социальных трансфертов, экологических правил.
Основными задачами государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов являются:
• профилактика кризисных явлений;
• обеспечение поступательного развития национальной экономики.
Определяется сфера влияния антикризисного управления в системе государственных приоритетов, как область государственного регулирования, осуществляемого в спектре национальной социально-экономической политики.
Функции государства в антикризисном управлении сводятся к решению следующих задач:
1) не допустить кризисного разрушения несостоятельных предприятий, имеющих потенциал по восстановлению их платежеспособности;
2) обеспечить действенный механизм реструктуризации фирм;
3) не допустить ликвидации фирм, оказывающих (производящих) социально значимые, жизненно необходимые услуги, работы, продукцию.
Цель государственного антикризисного управления – минимизация социальных издержек функционирования рыночной экономики, осуществление эффективных мер в отношении кризисных предприятий (фирм).
С целью стабилизации экономики применяются следующие методы государственного воздействия на состояние предприятий:
- экономические – налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, приватизация, реструктуризация задолженности и др.;
- административные – принятие и корректировка законодательства и контроль его соблюдения.