Внешнее управление. Меры по восстановлению платежеспособности должника. Окончание процедуры внешнего управления.
Внешнее управление.
Внешнее управление – процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 ФЗ «О банкротстве»).
Платежеспособность считается восстановленной, если у должника отсутствуют денежные обязательства и обязательные платежи, неисполненные более чем за 3 месяца с даты, когда они должны были быть исполнены.
Задачей внешнего управляющего является изыскание возможности для расчета с кредиторами и проведения реструктуризации тех обязательств, исполнение которых просрочено более чем на 3 месяца.
Внешнее управление вводится на срок не более чем на восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев (ст. 93 п. 2 ФЗ «О банкротстве»).
Существуют следующие варианты введения процедуры внешнее управление:
1. По общему правилу – вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов.
|
|
2. Если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, а у арбитражного суда отсутствуют основания для введения финансового оздоровления, но есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
3. По итогам финансового оздоровления в случаях установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника, подачи в арбитражный суд соответствующего ходатайства собрания кредиторов.
Внешний управляющий, в отличие от полномочий временного управляющего, административного управляющего, осуществляет руководство организацией-должником в полном объеме вместо отстраненных органов управления должника. При этом, руководитель должника может быть уволен в порядке, установленном ст. 278 ТК РФ.
С даты введения внешнего управления (ст. 94 ФЗ «О банкротстве»):
· отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
· вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и по уплате обязательных платежей, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления (ст. 95 ФЗ «О банкротстве»);
· приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, иных документов, взыскание по которым производится в бесспорном порядке. Не допускается их принудительное исполнение, за исключением исполнительных документов, вступивших в законную силу о взыскании задолженности по заработной плате, о возмещении вреда жизни и здоровью, а также по текущим платежам;
|
|
· не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение денежных обязательств и обязательных платежей;
Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа начисляются в размере ставки рефинансирования, установленный ЦБ РФ на дату введения внешнего управления.
С даты введения внешнего управления в организации-должника внешний управляющий имеет право (ст. 99 п.1 ФЗ «О банкротстве»):
· распоряжаться имуществом должника в соответствии с утвержденным собранием кредиторов планом внешнего управления, предусматривающим меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы по их реализации и иные расходы должника;
· заявлять обоснованный отказ от исполнения договоров должника;
· заключать от имени должника мировое соглашение;
· заключать только с согласия собрания (комитета) кредиторов крупные сделки или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более десяти процентов балансовой стоимости активов должника;
· заключать после согласования с собранием (комитетом) кредиторов сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, поручительств, гарантий, уступку прав требований; перевод долга, отчуждение или приобретение акций.
Внешний управляющий может заключать такие сделки без согласия собрания (комитета) кредиторов, если возможность и условия заключения вышеуказанных сделок предусмотрены планом внешнего управления.
В тех случаях, когда размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на двадцать процентов размера требований конкурсных кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника, за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления, могут совершаться внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Решения внешнего управляющего, влекущие за собой увеличение расходов должника по фонду потребления, не предусмотренные планом внешнего управления, могут быть приняты только с согласия собрания (комитета) кредиторов.
Внешний управляющий обязан (ст. 99 п.2 ФЗ «О банкротстве»):
• принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию;
• разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов;
• вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;
• заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов;
• принимать меры по взысканию задолженности перед должником;
• вести реестр требований кредиторов;
• реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
• информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления;
• представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления;
• осуществлять иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
Согласно ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должников (ст. 109 п.2 ФЗ «О банкротстве»):
· перепрофилирование производств;
· закрытие нерентабельных производств;
· взыскание дебиторской задолженности;
· продажа части имущества должника;
· уступка прав требования должника;
|
|
· исполнение обязательств должника собственником имущества должника-унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;
· увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
· размещение дополнительных акций должника;
· продажа предприятия должника;
· замещение активов должника.
Наряду с указанными общими мерами по восстановлению платежеспособности организации на основе диагностики конкретной организации, ее специфики, используя классификатор процедур финансового оздоровления и блоки программы финансового оздоровления, разрабатываются конкретные мероприятия.
Если имеются в наличии признаки восстановления платежеспособности организации-должника, то по результатам рассмотрения деятельности внешнего управляющего, исполнения плана внешнего управления, его отчета может быть внесено определение о переходе к расчетам с кредиторами.
Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с реестром требований кредиторов. Срок окончания расчетов с кредиторами не может превышать шесть месяцев с даты вынесения соответствующего определения. После полного окончания расчета производство по делу о банкротстве прекращается.
Решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражным судом принимается в том случае, если платежеспособность организации-должника в установленный период внешнего управления не была восстановлена, а ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом отсутствует.
По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит следующее определение (табл. 1)
Таблица 1
Возможные определения арбитражного суда в зависимости от результатов рассмотрения отчета внешнего управляющего
Определение арбитражного суда по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего | Основания для вынесения определения |
О прекращении производства по делу о банкротстве | Удовлетворены все требования кредиторов в соответствии с реестром |
Утверждено мировое соглашение | |
О переходе к. расчетам с кредиторами | Удовлетворено ходатайство собрания кредиторов о переходе к расчетам с кредиторами |
О продлении срока внешнего управления | Удовлетворено ходатайство собрания кредиторов о продлении срока внешнего управления |
Об отказе в утверждении отчета внешнего управляющего | Требования кредиторов, включенные в реестр, не удовлетворены |
Отсутствуют признаки восстановления платежеспособности. Есть обстоятельства, препятствующие утверждению мирового соглашения | |
О признании должника банкротом и открытии конкурсного производства | Удовлетворено ходатайство собрания кредиторов о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства |
Суд отказал в утверждении отчета внешнего управляющего | |
Отчета внешнего управляющего не представлен в течении месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления |
Литература:
|
|
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]: от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
2. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
3. Андреев, С. Е. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы: учеб. пособие. - 2-е изд. / С. Е. Андреев, Р. В. Андрианов, В. Б., Афанасьев и др. – М.: Инфра-М, 2008. – 1152 с.
4. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. — М.: МИЭМП, 2006. — 104 с.
5. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление: учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. – М.: Омега-Л, 2006. – 356 с.
6. Захаров, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика: учеб. пособие / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.
7. Зуб, А. Т. Антикризисное управление: учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб – М.: Аспект Пресс, 2006. – 319 с.
8. Коротков, Э. М. Антикризисное управление: учебник- 2-е изд. / Э. М. Коротков. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 620 с.
9. Патласов О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации: учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко – М.: Книжный мир, 2009. – 512 с.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации.[Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».