double arrow
Институты антикризисного управления

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства). Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства. Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства).

Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ, находящееся, согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Однако, положенные в основу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.

Являясь основным правовым актом отрас­левого законодательства, Гражданский кодекс РФ содержит общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. Банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликви­дации (ч. 4 ст. 61 ГК РФ).

Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, свя­занные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей. Данными статьями предусмотрено принятие закона о несостоятельности (банкротстве) как основного нормативного правового акта, направленного на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ. Причем отдельные вопросы, связанные банкротством, должны быть урегулированы на уровне нор­мативных правовых актов (постановлений) Правительства РФ.[1]




Отдельные элементы института несостоятельности (банкротства) положены в основу норм следующих отраслей законодательства:

- уголовного законодательства (ст. 195— 197 УК РФ),

- законодательства об админист­ративных правонарушениях (ст. 14.12, 14.13 и 28.1 КоАП РФ),

- трудово­го законодательства (ст. 278 ТК РФ),

- законодательства о налогах и сбо­рах (ст. 23 и 64 НК РФ).

Федеральным конституционным законом, регулирующим отноше­ния, связанные с банкротством, является Федеральный конституцион­ный закон «О военном положении», в соответствии с которым в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть временно изменены по­рядок и условия проведения процедур банкротства.



Институты антикризисного управления.

Система банкротства включает в себя совокупность взаимодействующих между собой государственных и негосударственных структур, ответственных за решение проблем финансового оздоровления.

Федеральная налоговая служба Россииобеспечивает представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территори­альные органы и представителей на соответствующих территориях)

Министерство экономического развития РФ определяет поря­док принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, порядок голо­сования на собрании кредиторов и порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Министерство юстиции РФ, является регулирующим органом, осуществляющим контроль за саморегулируемыми организациями ар битражных управляющих; ведение реестра арбитражных управляющих; проведение плановой проверки саморегулируемой организации (СРО).

Федеральная регистрационная служба Министерства экономического развития РФ с 2008 г. выполняетосновные функции по контролю за саморегулируемыми организа­циями арбитражных управляющих.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [2] и ее территориальные органы имеют право:

• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, в органи­зациях, использующих материальные ценности, находящиеся в феде­ральной собственности, в организациях-получателях финансовой по­мощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвес­тиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, матери­альных ценностей;

• получать необходимые письменные объяс­нения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заве­ренные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, получив­ших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соот­ветствующими записями, документами и данными проверяемой органи­зации (встречная проверка).

Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предпри­ятий и организаций создана для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.

Международная ассоциация регуляторов в сфере банкротс­тва (МАРБ) –этоединственная международная организация, объединяющая органы государственной власти различных государств, осуществляющие функции регулирования в сфере банкротства. С 2007 г. Россия стала членом ассоциации. [3]

Межведомственная комиссия территориального, межрегио­нального и федерального уровней,положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ № 218 от 15.04.2003 г., наделена функцией подачи заявления о признании должников банкротами. Членами этих комиссий являются Ор­ганы Минюста России всех уровней. При этом, уполномоченные должностные лица Минюста России имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, пре­дусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, дела о которых в дальнейшем передаются для рассмотрения в суд.

Коллегии уполномоченных государственных представите­лей-кредиторов, основная функция которых заключается предвари­тельном (досудебном) изучении истории банкротства организации, рес­труктуризации долга, разработке графиков погашения задолженности и осуществлении контроля исполнения обязательств перед кредиторами.

Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профес­сиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) – орган, который посредством разработ­ки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению координирует деятельность организаций.[4]

Основными функциями Гильдии являются:

•формирование свода профессиональных норм, правил и стандар­тов осуществления деятельности по антикризисному менеджменту;

•формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере ан­тикризисного регулирования и управления;

•создание системы внутрикорпоративного мониторинга;

•формирование команд антикризисных управляющих; .

•методическое сопровождение практики антикризисного управляю­щего и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Арбитражные суды. При процеду­рах банкротства полномочия арбитражного суда состоят в принятии су­дебных актов по результатам рассмотрения дела о банкротстве:

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурс­ного производства;

. решение об отказе в признании должника банкротом; . определение о введении финансового оздоровления;

•определение о введении внешнего управления;

•определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

•определение об оставлении заявления о признании должника бан­кротом без рассмотрения;

•определение об утверждении мирового соглашения.

Арбитражные управляющие. Новый закон № 127-ФЗ пре­дусматривает определенные требования к арбитражным управляющим, которые изложены в ст. 20 «Арбитражные управляющие» ФЗ «О банкротстве».

Понятие несостоятельности (банкротства). Всоответствии с Законом о банкротстве (абз. 2 ст. 2) несостоятельностью (банкротством) являет­ся признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных плате­жей.

Понятие «несостоятельность (банкротство)» характеризуется не­сколькими существенными чертами:

1. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами. Это отличает российское за­конодательство о банкротстве от законодательства некоторых зарубеж­ных стран.

2. Юридический факт банкротства имеет место только вследствие его признания арбитражным судом, которое осуществляется в форме выне­сения решения о признании должника банкротом и об открытии кон­курсного производства.

Лицо может быть признано банкротом, в случае его неспособности удов­летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства.(см. ст. 3ФЗ «О банкротстве»)

Признаками банкротства гражданина являются одновременно:

1. Неисполнение денеж­ного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных плате­жей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

2. Превышение суммы обязательств гражданина над стои­мостью принадлежащего ему имущества (принцип «неоплатности»).

Признаками банкротства юридического лица являются:

1. Неисполнение им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть ис­полнены.

2. Организация может быть при­знана банкротом, если она не исполняет свои обязательства в течение определенного срока (принцип «неплатежеспособности»).

Законом установлены специальные признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (1 месяц).

Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.За­кон о банкротстве предусматривает возможность признания банкротом всех юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреж­дений, политических партий и религиозных организаций.

К указанным юридическим лицам прежде всего относятся коммер­ческие организации. Полный перечень организационно-пра­вовых форм коммерческих организаций дан в гл. 4 ГК РФ:

1) хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарище­ства на вере);

2) хозяйственные общества (общества с ограниченной ответствен­ностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);

3) производственные кооперативы;

4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К организациям, к которым применяются процедуры банкротства, относятся также все некоммерческие организации, за исключением уч­реждений, политических партий и религиозных организаций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II [Электронный ресурс] : от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Андреев, С. Е. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы : учеб. пособие. - 2-е изд. / С. Е. Андреев, Р. В. Андрианов, В. Б., Афанасьев и др. – М. : Инфра-М, 2008. – 1152 с.

4. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. — М. : МИЭМП, 2006. — 104 с.

5. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление : учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. – М. : Омега-Л, 2006. – 356 с.

6. Захаров, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.

7. Зуб, А. Т. Антикризисное управление : учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб – М. : Аспект Пресс, 2006. – 319 с.

8. Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник- 2-е изд. / Э. М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 620 с.

9. Патласов О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко – М. : Книжный мир, 2009. – 512 с.

10. Ряховская, А. Н. Зарубежная практика антикризисного управления : учеб. пособие / А. Н. Ряховская, Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. – М. : МАГИСТР, ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС № «КонсультантПлюс».

12. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14. Кодекс РФ об административных правонарушениях.[Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».


[1] Правительством РФ издано постановление от 25 июня 2003 г. №366 «Об утверждении правил проведения саморегулируемой органи­зацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих чле­нов».

[2] Поло­жение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ № 278 от 15 июня 2004 г.

[3] Приказ Минэкономразвития России от 10.5.2007 № 151 «Об организации работы Минэкономразви­тия России по обеспечению участия Минэкономразвития России в Меж­дународной ассоциации регуляторов в сфере банкротства (МАРБ)

[4] Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конс­титуцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., Уставом Не­коммерческого Партнерства «Российская гильдия профессиональных арбитражных управляющих».






Сейчас читают про: