Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Институты антикризисного управления




Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства). Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства. Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.

Правовое регулирование института несостоятельности (банкротства).

Институт банкротства относится к сфере регулирования гражданского законодательства РФ, находящееся, согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации.

Конституция РФ не содержит норм, непосредственно регулирующих отношения, связанные с банкротством. Однако, положенные в основу Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», например, о недопустимости произвольного ограничения прав, о свободе экономической деятельности и защите прав собственности, о равенстве всех перед законом и судом.

Являясь основным правовым актом отрас­левого законодательства, Гражданский кодекс РФ содержит общие положения, регулирующие отношения, связанные с банкротством. Банкротство юридического лица рассматривается как одно из оснований его ликви­дации (ч. 4 ст. 61 ГК РФ).

Статьи 65 и 25 ГК РФ непосредственно регулируют отношения, свя­занные с банкротством юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей. Данными статьями предусмотрено принятие закона о несостоятельности (банкротстве) как основного нормативного правового акта, направленного на комплексное нормативное регулирование института несостоятельности (банкротства) в РФ. Причем отдельные вопросы, связанные банкротством, должны быть урегулированы на уровне нор­мативных правовых актов (постановлений) Правительства РФ.[1]

Отдельные элементы института несостоятельности (банкротства) положены в основу норм следующих отраслей законодательства:

- уголовного законодательства (ст. 195— 197 УК РФ),

- законодательства об админист­ративных правонарушениях (ст. 14.12, 14.13 и 28.1 КоАП РФ),

- трудово­го законодательства (ст. 278 ТК РФ),

- законодательства о налогах и сбо­рах (ст. 23 и 64 НК РФ).

Федеральным конституционным законом, регулирующим отноше­ния, связанные с банкротством, является Федеральный конституцион­ный закон «О военном положении», в соответствии с которым в период действия военного положения федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ могут быть временно изменены по­рядок и условия проведения процедур банкротства.

Институты антикризисного управления.

Система банкротства включает в себя совокупность взаимодействующих между собой государственных и негосударственных структур, ответственных за решение проблем финансового оздоровления.

Федеральная налоговая служба Россииобеспечивает представление в делах о банкротстве требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам (осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территори­альные органы и представителей на соответствующих территориях)




Министерство экономического развития РФ определяет поря­док принятия решения о признании банкротом должника, включенного в перечень стратегических предприятий и организаций, порядок голо­сования на собрании кредиторов и порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Министерство юстиции РФ, является регулирующим органом, осуществляющим контроль за саморегулируемыми организациями ар битражных управляющих; ведение реестра арбитражных управляющих; проведение плановой проверки саморегулируемой организации (СРО).

Федеральная регистрационная служба Министерства экономического развития РФ с 2008 г. выполняетосновные функции по контролю за саморегулируемыми организа­циями арбитражных управляющих.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора [2] и ее территориальные органы имеют право:

• проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, в органи­зациях, использующих материальные ценности, находящиеся в феде­ральной собственности, в организациях-получателях финансовой по­мощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвес­тиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, матери­альных ценностей;



• получать необходимые письменные объяс­нения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заве­ренные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий;

• проводить в организациях любых форм собственности, получив­ших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соот­ветствующими записями, документами и данными проверяемой органи­зации (встречная проверка).

Правительственная комиссия по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предпри­ятий и организаций создана для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций.

Международная ассоциация регуляторов в сфере банкротс­тва (МАРБ) –этоединственная международная организация, объединяющая органы государственной власти различных государств, осуществляющие функции регулирования в сфере банкротства. С 2007 г. Россия стала членом ассоциации. [3]

Межведомственная комиссия территориального, межрегио­нального и федерального уровней,положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ № 218 от 15.04.2003 г., наделена функцией подачи заявления о признании должников банкротами. Членами этих комиссий являются Ор­ганы Минюста России всех уровней. При этом, уполномоченные должностные лица Минюста России имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, пре­дусмотренных Кодексом об административных правонарушениях РФ, дела о которых в дальнейшем передаются для рассмотрения в суд.

Коллегии уполномоченных государственных представите­лей-кредиторов, основная функция которых заключается предвари­тельном (досудебном) изучении истории банкротства организации, рес­труктуризации долга, разработке графиков погашения задолженности и осуществлении контроля исполнения обязательств перед кредиторами.

Некоммерческое партнерство «Российская гильдия профес­сиональных антикризисных управляющих» (НП РГПАУ) – орган, который посредством разработ­ки конкретных программ и планов по их финансовому оздоровлению координирует деятельность организаций.[4]

Основными функциями Гильдии являются:

•формирование свода профессиональных норм, правил и стандар­тов осуществления деятельности по антикризисному менеджменту;

•формирование и развитие нормативно-правовой базы в сфере ан­тикризисного регулирования и управления;

•создание системы внутрикорпоративного мониторинга;

•формирование команд антикризисных управляющих; .

•методическое сопровождение практики антикризисного управляю­щего и повышение уровня профессиональной подготовки специалистов по антикризисному управлению.

Арбитражные суды. При процеду­рах банкротства полномочия арбитражного суда состоят в принятии су­дебных актов по результатам рассмотрения дела о банкротстве:

• решение о признании должника банкротом и об открытии конкурс­ного производства;

. решение об отказе в признании должника банкротом; . определение о введении финансового оздоровления;

•определение о введении внешнего управления;

•определение о прекращении производства по делу о банкротстве;

•определение об оставлении заявления о признании должника бан­кротом без рассмотрения;

•определение об утверждении мирового соглашения.

Арбитражные управляющие. Новый закон № 127-ФЗ пре­дусматривает определенные требования к арбитражным управляющим, которые изложены в ст. 20 «Арбитражные управляющие» ФЗ «О банкротстве».

Понятие несостоятельности (банкротства). Всоответствии с Законом о банкротстве (абз. 2 ст. 2) несостоятельностью (банкротством) являет­ся признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных плате­жей.

Понятие «несостоятельность (банкротство)» характеризуется не­сколькими существенными чертами:

1. Понятия «несостоятельность» и «банкротство» являются синонимами. Это отличает российское за­конодательство о банкротстве от законодательства некоторых зарубеж­ных стран.

2. Юридический факт банкротства имеет место только вследствие его признания арбитражным судом, которое осуществляется в форме выне­сения решения о признании должника банкротом и об открытии кон­курсного производства.

Лицо может быть признано банкротом, в случае его неспособности удов­летворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) выполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства.(см. ст. 3ФЗ «О банкротстве»)

Признаками банкротства гражданина являются одновременно:

1. Неисполнение денеж­ного обязательства и (или) обязанности по уплате обязательных плате­жей в течение трех месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

2. Превышение суммы обязательств гражданина над стои­мостью принадлежащего ему имущества (принцип «неоплатности»).

Признаками банкротства юридического лица являются:

1. Неисполнение им денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей в течение 3 месяцев с даты, когда они должны были быть ис­полнены.

2. Организация может быть при­знана банкротом, если она не исполняет свои обязательства в течение определенного срока (принцип «неплатежеспособности»).

Законом установлены специальные признаки банкротства стратегических предприятий и организаций (6 месяцев), субъектов естественных монополий (6 месяцев), кредитных организаций (1 месяц).

Лица, в отношении которых применяются процедуры банкротства.За­кон о банкротстве предусматривает возможность признания банкротом всех юридических лиц, за исключением казенных предприятий, учреж­дений, политических партий и религиозных организаций.

К указанным юридическим лицам прежде всего относятся коммер­ческие организации. Полный перечень организационно-пра­вовых форм коммерческих организаций дан в гл. 4 ГК РФ:

1) хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарище­ства на вере);

2) хозяйственные общества (общества с ограниченной ответствен­ностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества);

3) производственные кооперативы;

4) государственные и муниципальные унитарные предприятия.

К организациям, к которым применяются процедуры банкротства, относятся также все некоммерческие организации, за исключением уч­реждений, политических партий и религиозных организаций.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II [Электронный ресурс] : от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

2. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Андреев, С. Е. Антикризисное управление. Правовые и экономические основы : учеб. пособие. - 2-е изд. / С. Е. Андреев, Р. В. Андрианов, В. Б., Афанасьев и др. – М. : Инфра-М, 2008. – 1152 с.

4. Гусев В.И. Антикризисное управление: Конспект лекций. — М. : МИЭМП, 2006. — 104 с.

5. Жарковская, Е. П. Антикризисное управление : учебник / Е. П. Жарковская, Б. Е. Бродский. – М. : Омега-Л, 2006. – 356 с.

6. Захаров, В. Я. Антикризисное управление. Теория и практика : учеб. пособие / В. Я. Захаров, А. О. Блинов, Д. В. Хавин. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 287 с.

7. Зуб, А. Т. Антикризисное управление : учеб. пособие для студентов вузов / А. Т. Зуб – М. : Аспект Пресс, 2006. – 319 с.

8. Коротков, Э. М. Антикризисное управление : учебник- 2-е изд. / Э. М. Коротков. – М. : ИНФРА-М, 2007. – 620 с.

9. Патласов О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиенко – М. : Книжный мир, 2009. – 512 с.

10. Ряховская, А. Н. Зарубежная практика антикризисного управления : учеб. пособие / А. Н. Ряховская, Е. В. Арсенова, О. Г. Крюкова. – М. : МАГИСТР, ИНФРА-М, 2010. – 272 с.

11. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС № «КонсультантПлюс».

12. Трудовой кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

13. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс] : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

14. Кодекс РФ об административных правонарушениях.[Электронный ресурс] : от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».


[1] Правительством РФ издано постановление от 25 июня 2003 г. №366 «Об утверждении правил проведения саморегулируемой органи­зацией арбитражных управляющих проверки деятельности своих чле­нов».

[2] Поло­жение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ № 278 от 15 июня 2004 г.

[3] Приказ Минэкономразвития России от 10.5.2007 № 151 «Об организации работы Минэкономразви­тия России по обеспечению участия Минэкономразвития России в Меж­дународной ассоциации регуляторов в сфере банкротства (МАРБ)

[4] Партнерство осуществляет свою деятельность в соответствии с Конс­титуцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом РФ «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96 г., Уставом Не­коммерческого Партнерства «Российская гильдия профессиональных арбитражных управляющих».





Дата добавления: 2015-06-05; просмотров: 385; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8336 - | 7954 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.006 сек.