Парные оппозиции

Табл. 1

Е: Вы более удобно чувствуете себя во внешнем мире, мире людей и предметов, чем во внутреннем мире идей. I: Вы более удобно чувствуете себя во внутреннем мире, мире идей, чем во внешнем мире людей и предметов.
S: Вам больше нравится работать с известными фактами, чем выискивать какие-либо возможности и взаимосвязи N: Вам больше нравиться обнаруживать различные возможности и взаимосвязи, чем иметь дело с известными фактами
T: Ваши суждения основываются в большей мере на бесстрастном анализе, чем на субъективных ценностях. F: Ваши суждения основываются в большей мере на человеческих ценностях, нежели на беспристрастной логике.
J: Вы любите планировать, упорядочивать свою жизнь, нежели жить гибко, спонтанно. P: Вы предпочитаете жить гибко, спонтанно, нежели планировать свою жизнь.

СПЕЦИФИКА ИНТЕРПРЕТАЦИИ MBTI

Интерпретация MBTI, в отличие от многих личностных опросников, предполагает диалог психолога с респондентом. Основная задача психолога при этом - помочь респонденту найти наиболее точно характеризующее его описание психологического типа на основе знания респондентом самого себя. Психолог в данном контексте выступает как преподаватель по теории типов личности. Обычно в таких ситуациях около 75% респондентов соглашаются со своими результатами, и большая часть беседы бывает посвящена обсуждению того, как различные предпочтения респондента проявляются в повседневном его поведении.

КАК ДАВАТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ

Знакомство респондента со своими результатами должно происходить в общении с психологом. Ни в коем случае не следует категорически объявлять: "Вы - такой-то и такой-то тип." Подобное утверждение звучит для респондента произвольно; кроме того, оно вообще может оказаться неверным. К сожалению, результаты MBTI не всегда достоверны. Поэтому более полезно предложить респонденту совместно обсудить полученный в результате психологический тип приблизительно следующим образом: "Вот что получилось по методике. Как на Ваш взгляд, верно это?"

Достоверность результатов методики MBTI в значительной мере зависит от того, насколько "правильны" были ответы на вопросы. Если, допустим, человек, отвечая на вопросы MBTI, чувствует, что ему это незачем, он будет отвечать как попало, не особенно стараясь дать точный ответ. Если он опасается чего-либо, то будет отвечать так, как ему НАДЛЕЖИТ отвечать. Но если до того, как заполнять карты, он поймет, что в конце работы сможет узнать что-то полезное про самого себя, да еще его пригласят обсудить и откорректировать полученный результат, он будет отвечать более искренно.

На начальном этапе обсуждения полученных результатов психологу следует довести до сведения респондента ряд исходных истин:

1. Никакие вопросы любого, самого подробного, опросника не могут охватить все поведение человека. Результаты MBTI - это лишь самый первый шаг к пониманию действительных предпочтений респондента.

2. При ответах на вопросы MBTI респондент должен выбирать свои предпочтения из длинного списка, включающего различные, иногда нехарактерные для данного респондента виды деятельности. Это довольно трудная задача, требующая способности к самоанализу.

3. Термины и буквенные обозначения различных шкал могут поначалу показаться респонденту странными, но поведение, которое они описывают, скорей всего, хорошо знакомо ему.

4. Поскольку MBTI - это не тест, а ИНДИКАТОР, на него нет и не может быть правильных или неправильных ответов. Точно также не бывает хороших или плохих, сильных или слабых психологических типов: у каждого есть свои достоинства и сильные стороны.

5. Независимо от принадлежности к тому или иному типу, каждый человек использует в повседневной жизни оба полюса предпочтений, но в разной мере. Это аналогично тому, как правша, к примеру, пользуется в своей работе обеими руками, но более ответственные операции, требующие большей точности и т.п., он "доверяет" правой руке.

6. Обычно люди более умело и искусно использует те психические процессы, которые они предпочитают.

7. Предпочтения, о которых идет речь в MBTI, относятся к процессам восприятия информации и принятия решений. Все это хорошо знакомо каждому из собственного опыта, знание своего типа лишь помогает более эффективно и структурировано использовать накопленный ранее жизненный опыт.

8. Если полученный по результатам применения методики психологический тип кажется респонденту "неправильным", респондент имеет возможность с помощью психолога выяснить, какие процессы более характерны для него и какой тип более точно описывает его поведение.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАТКИХ ОПИСАНИЙ

После того, как психологический тип респондента установлен, можно переходить к следующему этапу: это использование кратких описаний каждого из 16 типов. Психолог знакомит членов группы с краткими описаниями типов, выдавая каждому на руки карту - характеристику его психологического типа и профессиональных предпочтений. В ходе последующего обсуждения необходимо выяснить, в чем описание подходит респонденту, а в чем не подходит. При этом респонденты часто сами приводят примеры, подтверждающие характеристики, приведенные в описании. На этой стадии обычно можно развеять последние сомнения насчет предпочтений респондента.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ.

В ходе работы с респондентом психологу не следует упускать из виду, что существуют различные обстоятельства, в силу которых результаты MBTI могут быть недостоверными. Например:

- при недостаточной дифференциации психологического типа и предпочтений; это чаще встречается у молодых респондентов;

- при недостаточной дифференциации собственных предпочтений от ожиданий родителей;

- при переживании респондентом жизненного кризиса, вследствие чего не используются обычные для него способы поведения;

- в случае применения MBTI в ситуации, требующей от респондента соответствия каким-либо стандартам (например, при приеме на работу), вследствие чего ответы респондента отражают не его истинные предпочтения, а социально-желательные свойства;

- в случае серьезных рассогласований между требованиями, предъявляемыми к респонденту его профессиональной деятельностью, и его истинными предпочтениями;

- при неверном истолковании понятий и терминов типологической теории, особенно если оно сопровождается возникновением у респондента негативных коннотаций (например, "интровертированный" интерпретируется как "невротический" или "стеснительный"; "чувство" - как "сверхэмоциональность" и т.п.);

- в случае, если респондент в результате воздействия социальных стереотипов затрудняется в выборе "своего" ответа (особенно часто это встречается в шкале T-F, поскольку в сознании многих "мышление" отождествляется с маскулинностью, а "чувство" - с фемининностью;

- в случае, если респондент в настоящее время переживает период личностного роста, в ходе которого ранее неиспользуемые процессы начинают развиваться; при этом возможна неопределенность в отношении "старых" предпочитаемых процессов.

Все методики, основанные на самоотчете респондентов, сталкиваются с описанными выше трудностями. Поскольку в MBTI все ответы дихотомизированы и поскольку типологическая теория Майерс-Бриггс предполагает существование у каждого человека "истинных" предпочтений, психологу следует на каждой стадии процесса интерпретации быть внимательным к словам респондента, чтобы помочь ему точно определить свои предпочтения.

КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕРПРЕТАЦИИ MBTI:

1. Объяснение сути методики MBTI как инструмента самопознания:

- MBTI имеет дело с индивидуальными различиями в восприятии информации и принятии решений;

- MBTI описывает интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия;

-MBTI - это не тест, а ИНДИКАТОР, здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов.

2. Объяснение типологической теории (NB: используйте язык, понятный тому, с кем вы говорите):

- тип - это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки);

- нет "хороших" или "плохих" типов; у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости;

- существует четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P); они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P;

- каждый использует все процессы и все установки, но больше любит или ПРЕДПОЧИТАЕТ один из полюсов в каждой паре.

3. Понимание результатов MBTI:

- комбинации элементов составляют тип респондента;

- примеры проявления типа респондента из его личного опыта;

- различные социальные роли влияют на результаты MBTI.

4. Психологическая поддержка респондента:

- помочь ему преодолеть начальное смущение, подбодрить;

- точность определения типа зависит в первую очередь от самого респондента;

- опираясь на предпочитаемые процессы, респондент осуществляет свой личностный и профессиональный рост;

- поощрение вопросов и комментариев респондента;

- использование вопросов вместо категорических утверждений;

- именно от респондента зависит точность определения его типа.

Табл.2

ЭКСТРАВЕРТИРОВАННЫЙ ТИП ИНТРОВЕРТИРОВАННЫЙ ТИП
  Сначала действует, а лишь потом размышляет.   Действует лишь после того, как все обдумает.
  Интересуется тем, что происходит вокруг, в непосредственном окружении.   Часто не замечает того, что происходит вокруг, так как поглощен своими внутренними событиями.
  Легко увлекается всем новым, непривычным.   Не спешит вовлекаться во всякие непривычные мероприятия.
  Человек действия, реального поступка, достижения.   Лучше чувствует себя в мире идей, отвлеченных рассуждений.
  Поведение в значительной степени определяется объективными обстоятельствами.   Поведение в значительной степени определяется субъективными ценностями.
  Легко откликается на разные внешние события   Старается не замечать отвлекающих внешних событий.
  Дружелюбен, легко находит общий язык с разными людьми.   Застенчив, люди часто не понимают его.
  Обычно не скрывает свои чувства   Обычно скрывает свои чувства

Табл.3

СЕНСОРНЫЙ ТИП ИНТУИТИВНЫЙ ТИП
  Любит получать от жизни удовольствие.   Стремиться к вдохновению, воодушевлению.
  Наблюдательный, замечает многое из того, что происходит вокруг.   Обладает хорошим воображением, обращает внимание не на детали, а на общее впечатление.
  Любит жизнь такой, какая она есть, умеет радоваться тому, что есть.   Устремлен в будущее, весь в постоянном поиске, движении, не умеет наслаждаться текущим моментом.
Старается соответствовать социальным нормам, иметь те же удобства, что и окружающие. Не стремиться подражать кому бы то ни было, физический комфорт для него ничего не значит.
  Не любит и не готов жертвовать сегодняшним благополучием ради далекой цели.   Не любит концентрироваться на частностях и легко готов пожертвовать настоящим ради будущего.
  "Искусство жизни" в настоящем ценит выше, чем какие-либо будущие достижения.   Вдохновляется возможными успехами и достижениями; жизнь "в настоящем" не вызывает интереса.

Табл.4

МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ТИП
  Ценит логику выше, чем чувства.   Ценит чувства выше, чем логику.
  Больше интересуется предметами, чем людьми и их взаимоотношениями.   Больше интересуется людьми, их взаимоотношениями, чем предметами.
  В ситуации выбора между правдивостью и тактичностью предпочитает быть правдивым   В ситуации выбора и между правдивостью и тактичностью предпочитает быть тактичным.
  Склонен проверять утверждения других людей, поскольку полагает, что они могут ошибаться.   Обычно соглашается с другими людьми, поскольку полагает, что они правы.
  Краток, деловит, часто выглядит из-за этого недружелюбным и необщительным.   Дружелюбен, общителен, это часто мешает быть кратким и деловитым.
  Умеет расставить по местам все факты или концепции и сделать правильные выводы.   Трудно с первого раза четко сформулировать свою мысль, часто повторяется.
  Чувства, несовместимые с логикой, считает бесполезными и отметает их.   Отметает логику, если она оскорбляет чувства.
  Способен критически оценить общепринятые нравы, обычаи.   Обычно поддерживает все то, что считается хорошим, достойным.

Табл. 5

ОЦЕНОЧНЫЙ ТИП ПЕРЦЕПТИВНЫЙ ТИП
  Проявляет больше решительности, чем любознательности.   Проявляет больше любознательности, чем решительности.
  Живет в соответствии со своими планами, трудно отказаться от привычных стандартов.   Живет текущим моментом, легко приспосабливается к каким-либо неожиданностям.
  Может не заметить или упустить неожиданно подвернувшуюся возможность.   Не упускает неожиданно подвернувшихся возможностей.
  Хорошо знает, чего хочет, руководствуется здравым смыслом.   Не всегда понимает, что ему нужно, больше доверяет себе, чем принципам здравого смысла.
Любит, чтобы все было спланировано заранее, чтоб успеть вовремя подготовиться. Предпочитает откладывать окончательное решение, пока не соберет достаточно сведений.
  Знает, как должны себя вести окружающие, и не стесняется сказать им об этом.   Обычно в курсе того, что делают другие люди, интересуется развитием событий.
  Истинное удовольствие получает, заканчивая какое-либо дело.   Истинное удовольствие получает, начиная какое-либо дело.
  Организованный, целенаправленный, требовательный.   Гибкий, терпимый, легко приспосабливающийся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: