Социальное обслуживание

Социальное обслуживание - деятельность государства, юридических и физических лиц по оказанию социальной поддержки, предоставлению медицинских, психолого-пе- дагогических, правовых услуг, материальной помощи, со­зданию условий для социальной адаптации и реабилитации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситу­ации. Оно основывается на принципах адресности, гума­низма, социальной справедливости, социального равенства, доступности, добровольности, конфиденциальности, общей профилактической направленности.

Целями социального обслуживания являются:

> оказание содействия гражданам в преодолении труд­ных жизненных ситуаций, которые они не в состоянии раз­решить при помощи собственных средств и имеющихся воз­можностей;

> прогнозирование и предупреждение возникающих трудных жизненных ситуаций;

> активизация собственных усилий граждан и семей, со­здание условий для самостоятельного решения возникаю­щих проблем.

Наряду с государственными органами система социаль­ного обслуживания в Республике Беларусь включает:

> центры социального обслуживания семей и различ­ных категорий населения, нуждающихся в социальном об­служивании (детей, молодежи, граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий граждан);

> социально-реабилитационные центры; специальные клиники для безнадежно больных людей (хосписы);

> социальные приюты;

> психолого-педагогические центры; центры (отделения) социальной помощи на дому; центры временного (дневно­го и ночного) пребывания и патронажа; стационарные уч­реждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интерна­ты, детские дома-интернаты для детей с особенностями пси­хофизического развития, специальные дома для одиноких престарелых и др.);

> геронтологические центры;

> организации социального обслуживания, изготовляю­щие средства реабилитации (протезно-ортопедические из­делия, инвалидную технику и т.п.);

> реабилитационно-трудовые мастерские;

> юридических и физических лиц, в том числе индиви­дуальных предпринимателей, предоставляющих социаль­ные услуги.

Современный этап развития системы социальной защи­ты можно охарактеризовать как период становления новой национальной модели социальной поддержки населения. Ее целью является обеспечение устойчивого повышения качества жизни социально уязвимых групп населения, а отличительными особенностями - программно-целевой ха­рактер, широкое применение выявительного подхода при определении нуждаемости граждан и семей в социальной поддержке, адресный принцип и межведомственное взаи­модействие при оказании помощи.

Выполняется ряд государственных социальных про­грамм, обеспечивающих укрепление реальных социальных гарантий и повышение качества жизни пожилых людей, ве­теранов.

Мероприятия Комплексной программы по совершенс­твованию системы социальной работы с одинокими гражда­нами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года позволяют более оперативно, комплексно и максимально эффективно предоставлять каждому одинокому пожилому человеку необходимую социальную поддержку.

В соответствии с мероприятиями Республиканской ком­плексной программы социальной поддержки пожилых лю­дей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, на 2006-2010 годы проводятся обследования условий жизни одиноких и одиноко проживающих пожилых людей, ве­теранов и лиц, пострадавших от последствий войн, и при­нимаются меры по решению их проблем. Координирует деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений по реализации мероп­риятий данной Программы Межведомственная комиссия, созданная при Министерстве труда и соцзащиты.

В ходе реализации названных программ при определении нуждаемости одиноких граждан пожилого возраста и вете­ранов в социальной поддержке применяется выявительный подход, что позволяет обеспечить адресность предоставляе­мой помощи.

С целью предупреждения и снижения уровня инвалид­ности, а также создания и развития системы профессио­нальной, трудовой и социальной реабилитации с октября 2006 года начала выполняться Государственная программа но предупреждению инвалидности и реабилитации инвали­дов на 2006-2010 годы.

Активизации мероприятий по созданию безбарьерной среды и обеспечению инвалидам свободного доступа к объ­ектам социальной инфраструктуры будет способствовать hi.іIк>>іIк-иік- ІЬсударственной программы о безбарьерной гргдс жизнедеятельности физически ослабленных лиц на 2007-2010 годы (постановление Совета Министров Рес­публики Беларусь от 3 апреля 2007 г. № 424).

> Розничная торговля

Торговля - одна из крупных отраслей экономики Рес­публики Беларусь. В структуре ВВП доля торговли и обще­ственного питания составляет 10,7 %, численность занятых в розничной торговле и общественном питании - 14,5 % за­нятых в экономике (2009 г.).

Управление отраслью осуществляет Министерство тор­говли Республики Беларусь. Деятельность торговли и об­щественного питания регулируется Законом Республики Беларусь «О торговле».

За 1991-2009 гг. наблюдался постоянный и устойчивый рост общего объема розничного товарооборота. Хотя в 1995 г. он уменьшился в сопоставимых ценах к уровню 1990 г. почти в 1,5 раза, однако в 2009 г. к уровню 1990 г. вырос в 2 раза и составил 54736 млрд рублей в действующих ценах.

Рассматривая розничный товарооборот по формам собс­твенности, можно проследить процесс становления в Бела­руси многоукладной торговой системы. Постепенно повы­шается доля частной собственности в структуре розничного товарооборота и снижается доля государственного сектора. Если в 1990 г. доля государственной собственности в общем объеме розничного товарооборота составляла 65,8 %, а час­тной - 34,2 % (в основном потребительская кооперация), то в 2009 г. доля государственной собственности уменьшилась до 14,5 %, а частной и иностранной, наоборот, возросла до 85,5 %. За анализируемый период значительно снизилась роль потребительской кооперации (в 2009 г. - 9,8 %), кото­рая обслуживает в основном сельских жителей. В рознич­ной торговле сформировалась иностранная собственность, ее доля в 2009 г. составила 3,6 %.

Число магазинов в розничной торговле значительно рас-) ширилось за 1991-2009 гг., однако сокращается сеть мага- ] зинов потребительской кооперации на селе. Одновременно j идет процесс сокращения торговой площади, приходящейся на один магазин, число палаток и киосков. Вместе с тем на-

п. подаются и некоторые прогрессивные тенденции, связан­ные с постоянным увеличением обеспеченности населения гпрговыми площадями. Так, если в 1990 г. обеспеченность к іродского населения в среднем по стране составляла 209 м2 па 1000 жителей, то в 2002 г. она достигла 253 м2 при норма­тиве 280 м2 (90 % норматива), сельского населения - 263 м2 при нормативе 300 м2 (88 %).

Торговое обслуживание сельского населения, особенно -кителей малых населенных мест, во многом определяется развитием потребительской кооперации. Правительством страны принята Программа совершенствования деятель­ности потребительской кооперации на 2005-2010 годы.

> Общественное питание

Общественное питание определяется как вид торговли, включающий производство, переработку, реализацию, орга­низацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населения. Управление отраслью осуществляет Министерство торговли Республи­ки Беларусь.

Одним из главных показателей развития общественно­го питания является удельный вес продукции собственного производства в розничном товарообороте, который на про­тяжении последних лет составляет от 70 % до 75 %. За 2007 г. он составил 75, 7 %, наиболее высокий этот показатель в г. Минске (82,5 %) и Могилевской области (79,8 %).

Ежегодно увеличивается товарооборот общественного 11 итания (в сопоставимых ценах) в расчете на 1 жителя рес­публики.

Сеть общественного питания Республики Беларусь в 2009 г. представлена 11,7 тыс. объектов на 696,2 тыс. мест, пз них 12,5 % расположены при производственных органи­зациях, 38,6 % - при учреждениях образования и 42,6 % - в общедоступной сети.

При учреждениях образования функционируют 4,2 тыс. объектов общественного питания на 387,2 тыс. мест, кото­рые обслуживают более 1,5 млн студентов и учащихся. В 54,4 % общеобразовательных учреждений питание детей и учащейся молодежи осуществляют управления (отделы) образования, в 19,9 % - предприятиями (организациями) общественного питания торговли, 24,3 % - Белкоопсоюза и 1,4 % - другими субъектами предпринимательской де­ятельности, включая индивидуальных предпринимателей.

Питание рабочих и служащих осуществляется в 1,3 тыс. столовых и буфетов на 89,4 тыс. мест, 30 % производствен­ных организаций осуществляет удешевление питания за счет собственных средств.

Положительную тенденцию имеет развитие общедо­ступных объектов общественного питания, сеть которых ! составляет 4,6 тыс. единиц на 193 тыс. мест. Приоритетным является открытие объектов общественного питания, осно­ванных на традициях белорусской национальной кухни и; национальными кухнями народов мира. Например, только j в г. Минске представлено более 30 кухонь народов мира.

Около 70 % общедоступных предприятий - это рестора­ны, кафе, бары. В основном это предприятия 1 и 2 наценоч- ных категорий, только 68 из них (или 0,6 % от числа всех объектов) имеют наценочные категории люкс и высшая.

Правительством республики утверждена система го­сударственных социальных стандартов по обслуживанию населения республики, в которой предусмотрен норма­тив обеспеченности населения местами в общедоступной ' сети предприятий общественного питания по республике не менее 17 на 1000 человек. В настоящее время он состав­ляет 19,9 мест на 1000 человек (2004 г. - 18,6 мест, 2005 - 19,1 место, 2006 - 19,9 мест). Наиболее высокие показате- j ли сложились в Брестской (21,4 места), Гомельской (21,0) и, Могилевской (20,3) областях. i

Постоянное внимание направлено на выполнение задач, поставленных Правительством Республики Беларусь по: развитию придорожного сервиса. За 2004-2006 гг. число, данных предприятии увеличилось на 44,4 %. В соответс­твии с Программой «Дороги Беларуси», утвержденной пос­тановлением Совета Министров Республики Беларусь от: 6 апреля 2006 г. № 468, на республиканских и местных авто мобильных дорогах открыто 52 объекта общественного пи тания придорожного сервиса при годовом задании - 40.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: