Формирование рыночной экономики в Республике Беларусь

5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике

Переходная экономика характеризует промежуточное состояние общества, когда прежняя система социально-эко­номических отношений и институтов разрушается и рефор­мируется, а новая только формируется. Переходная эконо­мика - это переход экономики в новое состояние в связи с кардинальными реформами экономической системы. Изме­нения, происходящие в переходной экономике, - это изме­нения развития, а не функционирования.

Необходимость реформирования экономики бывших стран социализма обусловлена неспособностью админис­тративно-командной экономики обеспечить устойчивые темпы экономического развития, неэффективностью функ­ционирования данной системы.

Переходный период в экономике отражает ее особое состояние, характеризующееся неустойчивостью, нерав- новесностью и выражающее переход к новому типу эконо­мической системы. Основными факторами торможения переходного периода являются следующие: экономические (устаревшие, тормозящие экономическое развитие про­изводственные отношения); технико-экономические (мо­ральный и материальный износ производственного потен­циала, требующий перехода на новую научно-техническую ступень); организационно-управленческие (кризис уп­равления); мотивационные (исчерпание мотивационного потенциала действующей системы); социальные (падение уровня жизни, конфликтность общества); внешние (сдер­живающие или разрушительные воздействия внешних ус­ловий). Признаками наступающего переходного периода являются: разнотипность, несовместимость экономических форм; неустойчивость экономического развития, явления спада и кризиса; нарастание новых экономических отноше­ний; конфликтность экономических отношений. Главная функция переходного периода - сформировать основу но­вой экономической системы. Следует иметь в виду, что пе­реходная экономика сама по себе не представляет единую экономическую систему, поскольку не обладает свойствами системы - устойчивостью, целостностью, целеполаганием, интегративностыо структуры и др. Эго особое состояние экономики, отличающееся промежуточностью и неустой­чивостью.

Переходный период от централизованно регулируемой к рыночной экономике включает три этапа: первый - ситем- но-кризисного состояния экономики, деформации старого экономического порядка; второй - относительной стабили­зации и становления нового экономического порядка; тре­тий - структурной перестройки и утверждения основных характеристик национальной модели экономики.

В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы: 1991-1995 гг. - период глубокого затяж­ного кризиса; 1996-2000 гг. - этап выхода экономики из кризиса и развития рыночных реформ; 2001 г. и н.в. - пе­реход на инвестиционно-инновационный путь устойчивого развития. Все элементы преобразований могут быть систе­матизированы по трем основным блокам: институциональ­ные преобразования, либерализация, макроэкономическая стабилизация.

В первый блок включаются институциональные преоб­разования, к числу которых относятся следующие: изме­нение роли государства в экономике, состоящее в переходе от централизованного управления экономикой к гибкому сочетанию методов прямого и косвенного регулирования, в пересмотре функций государства; разгосударствление и приватизация собственности; становление предпринима­тельства и институтов рыночной инфраструктуры; форми­рование системы рынков; создание правовой базы новой' системы хозяйствования.

Второй блок составляют меры по либерализации эко­номики. Наиболее существенными в ней являются следу­ющие меры: либерализация рынков; либерализация внут-| ренних цен; либерализация внешнеэкономических связей; демонополизация экономики и введение антимонопольно'- го регулирования; введение системы банкротств несостоя­

тельных предприятий; создание благоприятной среды для развития предпринимательства, поддержка национальных производителей.

Третий блок - макроэкономическая стабилизация. К ней относятся чаще всего финансовые меры: минимизация дефицита государственного бюджета; ужесточение денеж­но-кредитной политики в антиинфляционных целях; изме­нение налоговой политики с целью сокращения льгот, уст­ранения внебюджетных фондов и т.д.

Все элементы преобразований взаимосвязаны и имен­но в силу этого приобретают характер системных реформ. Вместе с тем существует проблема последовательности и субординации указанных направлений как в отношении отдельных сторон (например, вопрос о первичности либо приватизации и демонополизации, или либерализации цен), так и в отношении блоков в целом. Она неразрывно связана с выбором определенной модели преобразований экономики. Модель представляет собой совокупность мер в условиях переходной экономики, характеризующуюся осо­бой субординацией указанных мероприятий и степенью ра­дикализма их реализации (скоростью и глубиной реформ). Как известно, основными моделями являются «шоковая те­рапия» и градуализм.

В модели «шоковой терапии» основными элементами являются: в институциональных преобразованиях - при­ватизация, в либерализации - либерализация цен, в мак­ростабилизации - финансовая стабилизация монетарными методами. Для нее характерна крайне высокая степень ра­дикализма (одномоментность проведения, быстрое разру­шение старой системы). Примером могут служить преобра­зования, проводимые в Польше, России.

В градуалистской (эволюционной) модели на первый план выходят: в институциональной сфере - пересмотр и обновление функций государства, в либерализации - рас­ширение самостоятельности хозяйствующих субъектов и стимулирование отечественных товаропроизводителей, в макростабилизации - структурная перестройка и развитие реального производства. Для нее характерны постепенность преобразований, использование элементов прежней систе­мы, в социальном плане - ориентация на принципы партнерства, что не влечет за собой резких социальных потрясе­ний и обнищания народа. Именно этот путь трансформации был избран для Беларуси.

5.2. Перспективная модель национальной экономики Беларуси

Каждая страна стремится к общим целям развития циви­лизации, но идет к ним своим путем, исходя из националь­ных интересов, постоянно действующих и долговременных факторов (территории, населения, природных ресурсов, климата и др.), исторического пути развития, особенностей культуры, традиций, обычаев, психического склада, типа мировоззрения или менталитета народа, а также общей стратегии развития.

Исходное состояние системы - это первое, что опреде­ляет,. с одной стороны, набор средств воздействия на нее, с другой - результативность их применения. Экономика Республики Беларусь к началу переходного периода харак­теризовалось следующими чертами: сильная и достаточно длительная по времени интеграция хозяйственного комп­лекса республики в единый народнохозяйственный комп­лекс СССР; чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и вывозу продукции; размещение подавляющей части рынков сбыта продукции в республи­ках СНГ; неконкурентоспособность отечественной продук­ции на мировых рынках из-за ее низкого качества; односто­ронняя привязка к России по топливно-энергетическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной до­статочной минерально-сырьевой базы; доминирование го­сударственной формы собственности; «социалистический» менталитет народа; несоответствие структуры производс­тва потребностям общества; чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции; глубочайший социально-экономический кризис.

Признание, во-первых, преимуществ эволюционной фор­мы ее рыночного реформирования; во-вторых, необходи­мости недопущения дальнейшего снижения благосостояния народа; в-третьих, закономерности проведения реформ под руководством и при непосредственном участии государетва однозначно свидетельствовали о целесообразности со­здания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы: длительная принадлежность к социалистической системе; историческая вера в необходимость сильного госу­дарства; традиционная сдержанность, терпеливость народа Беларуси обусловила взвешенный подход к рыночным ре­формам, отказ от «шокового» пути преобразований, обога­щения немногих за счет большинства населения.

Типовая модель социально ориентированной экономи­ки характеризуется следующими чертами: «смешанная эко­номика», в которой достаточно весома доля государствен­ной собственности; макроэкономическое регулирование осуществляется не только средствами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, но охватывает другие сферы экономики: инвестиционную, структурную области, трудовые отношения; особое значение для государственных органов имеет поддержание конкурентных отношений, ко­торое обеспечивается средствами структурной политики и содействием развитию малого и среднего бизнеса; развитая система социальной поддержки населения при ведущей роли в ней государства, расходы которого составляют зна­чительную часть государственного бюджета.

В прикладном плане системная модель национальной экономики рыночного типа - это способ организации и функционирования народного хозяйства на рыночных при­нципах. Белорусская перспективная модель экономики включает следующие направления государственной поли­тики, определяющей контуры будущего общества: общую социальную ориентацию общества, государства, экономи­ческой системы; построение политических и идеологичес­ких структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства; приоритетное развитие человеческого потенциала; переход на инноваци­онный ресурсосберегающий тип воспроизводства; повыше­ние эффективности производства и страновой конкурен­тоспособности.

В качестве стратегических целевых ориентиров должны выступать социальные индикаторы развития. Националь­ная стратегия устойчивого социально-экономического развития на период до 2020 г. определяет стратегическую цель как динамичное повышение уровня благосостояния, обога­щение культуры, нравственности на основе интеллектуаль­но-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранения окружающей среды для нынеш­него и будущего поколений.

Однако следует отметить, что некоторые преобразова­ния замедлились в связи с: недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой государственной поддержкой предпринимательской деятельности; низким уровнем инвестиционной привлека­тельности для зарубежных инвестиций; отсутствием широ­кого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщением оте­чественной продукцией белорусского рынка и ее продви­жением на мировой рынок, расширением производства и созданием новых рабочих мест; низким уровнем эффектив­ности управления и экономической ответственности собс­твенников приватизированных предприятий и персонала за результаты их производственной деятельности.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпо­сылки и преобразования в действующей экономической системе страны: в реальном секторе - создание эффектив­ной и конкурентоспособной экономики на основе структур­ной перестройки, модернизации и обновления технологи­ческой базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; финансовом секторе - формирование финансовых структур и механиз­мов, ориентированных не только на выживание (быстрооку- паемые проекты),, но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; институци- оналъно-правовой сфере - построение системной законода­тельной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыноч­ной экономики; внешнеэкономической сфере — ориентация на принципы открытости национальной экономики вне­шнему миру, многовекторности внешней политики; облас­ти управления и регулирования социально-экономических процессов - гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования.

Для достижения этих целей выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении ПМЭ. Первый этап (2001-2005 гг.) - созда­ние необходимых условий для возобновления устойчивого экономического развития, повышения уровня жизни наро­да на основе роста эффективности реального сектора эконо­мики. Второй этап (до 2010 г. - создание макроэкономичес­ких условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа на основе роста эффективности и конкурентоспособности национальной экономики. Третий этап (2011-2020 гг.) - формирование постиндустриального информационного об­щества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства, а экономическое развитие должно обеспечиваться за счет фун­кционирования зрелых институтов рыночной экономики, углубления структурных преобразований, расширения час­тного бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: