План
1. Организация управленческого учета.
2. Управленческий учет в системе счетов
3. Профессиональные организации и этические нормы специалистов по управленческому учету.
1. Организация управленческого учета.
В современных условиях наиболее актуальными становятся проблемы управления предприятием в области принятия управленческих решений, обусловленные ограниченным набором моделей управления и отсутствием регламентированных процедур их реализации, малым объемом информации (адекватной потребностям пользователей), а также недостаточной проработанностью автоматизированных систем управления и эффективных критериев оценки управляемых объектов. От решения вопросов, связанных с обеспечением экономической информацией всех уровней менеджмента, зависит вся дальнейшая деятельность предприятия. Без такой информации невозможно решать текущие проблемы и тем более строить планы на будущее. Для сбора и обработки информации о деятельности предприятия используют преимущественно данные бухгалтерского учета. Ту часть системы бухгалтерского учета, которая обеспечивает потребность менеджмента в учетно-аналитической информации, принято называть управленческим учетом. Организация управленческого учета в системе управления бизнесом, требует глубокого и обстоятельного исследования.
Основное задание управленческого учета - своевременное предоставление менеджерам достоверной информации, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений. Управленческий учет представляет собой синтез бухгалтерского учета, калькуляции, контроля, анализа, прогнозирования, экономико-математических и других методов.
В это время предмет и метод управленческого учета является спорным вопросом.
В соответствии с ЗУ "О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине" внутрихозяйственный (управленческий) учет - система обработки и подготовки информации о деятельности предприятия для внутренних пользователей в процессе управления предприятием.
Информация, которую предоставляет управленческий учет, необходима для удовлетворения потребностей как стратегического, так и текущего управления.
Управленческий учет предоставляет информацию, необходимую для:
- Определения стратегии и планирования будущих операций организации;
- Контроля ее текущей деятельности;
- Для оптимизации использования ресурсов;
- Оценки эффективности деятельности;
- Снижения уровня субъективности в процессе принятия решений.
Управленческий учет не регламентируется и не регулируется государственными органами. Он организуется руководством предприятия на основании общих принципов, исходя из внутренних потребностей руководства. Принципы и методы управленческого учета разрабатываются международными и национальными профессиональными организациями бухгалтеров, как например Международная федерация бухгалтеров(МФБ), которая имеет специальный комитет по финансовому и управленческому учету.
Не только в разных странах, но и в одной стране компании могут применять разные подходы к организации управленческого учета. Для транснациональных корпораций типичной является централизация финансового учета в главном офисе компании и децентрализация управленческого учета для его приближения к местам возникновения расходов и принятия решений.
В Украине место управленческого учета в основном зависит от того, какую концепцию - американскую или немецкую - использует предприятие. Предприятия с иностранными инвестициями внедряют ту систему, которую предлагает инвестор.
На практике, в большинстве украинских предприятий бухгалтерия занимается главным образом традиционным учетом и осуществлением налоговых расчетов и предоставлением отчетности внешним пользователям.
2. Управленческий учет в системе счетов.
Вне зависимости от подхода к организации управленческого учета значительная часть информации о расходах формируется в системе счетов бухгалтерского учета. Важным методологическим вопросом организации управленческого учета является его место в системе счетов бухгалтерского учета. В разных странах этот вопрос решают по-разному. Существует 2 основных подхода к структуре плана счетов.
- Двухкруговой принцип, по которому выделяют 2-е автономные системы счетов в соответствии с целями финансового и управленческого учета;
- Интегрированный принцип, по которому счета управленческого учета корреспондируют со счетами финансового учета в границах единой системы счетов.
Первый подход реализован в плане счетов 80 стран в частности у большинства стран - членов ЕС (Франция, Германия, Бельгия, Швейцария, Испания).
Второй подход характерен для предприятий стран так называемой англосаксонской группы(США, Англия, Австралия, Канада).
Для стран англосаксонской группы свойственно отсутствие твердого регулирования управленческого учета со стороны государства. Бухгалтерский учет в этих странах является саморегулирующейся системой, потому что его правила, принципы и концепции разрабатываются и принимаются профессиональными организациями учетных работников. Результатом этого является отсутствие единственного национального плана счетов. Системы счетов выбираются компаниями этих стран самостоятельно, исходя из масштабов и характера их деятельности. Таким образом, в этих странах сформировались и розвились 3 основных системы счетов:
1. Общая система учета.
2. Интегрированная система учета.
3. Смешанная система учета.
1. Общую систему учета обычно применяют предприятия сферы услуг, торговли, а также небольшие промышленные предприятия, которые делают однородную продукцию. Эта система основывается на периодическом учете запасов, согласно которой в течение отчетного периода на счетах запасов не отражают их изменения. В конце отчетного периода проводят инвентаризацию запасов в местах их хранения и по ее результатам определяют затраты соответствующих запасов. Учет расходов предприятия ведут по элементам, количество и состав которых определяет само предприятие. Доходы учитывают по их видам: от реализации предприятия, от инвестиций в ценные бумаги и т. п.
В конце отчетного периода все счета расходов и доходов закрывают путем списания их сальдо на счет "Прибыли и убытки", по данным которого определяют финансовый результат деятельности предприятия.
В Украине общую форму учета могут использовать только субъекты малого предпринимательства. Такие предприятия ведут учет расходов только по элементам (8 класс), которые в конце года вместе с доходами (7 класс) списывают непосредственно на 79 счет.
2. Интегрированная система учета используется на большинстве промышленных предприятий США, Англии и т. д. Она обеспечивает калькулирование себестоимости отдельных видов предукции и контроль расходов на ёё производство. Это достигается благодаря включению счетов производственного учета в общую систему счетов, в результате чего они корреспондируют со счетами финансового учета. Интегрированная система учета базируется на непрерывном учете запасов. В основу выделения счетов для учета расходов предприятия в интегрированной системе учета положен функциональный признак. Для этого применяют счета "Производство", "Административные расходы", "Расходы на сбыт" и т. п. Прямые производственные расходы отражают непосредственно на счете "Производство", непрямые накапливаются на отдельном счете, а в конце отчетного периода списываются на счет "Производство" и распределяются между объектами калькуляция.
Расходы подразделений, которые осуществляют непроизводственные функции, не включают в производственную себестоимость предприятия. Эти расходы списывают на счета финансовых результатов в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.
Группировку данных по статьям расходов, видам продукции, центрам ответственности осуществляют благодаря соответствующей организации аналитического учета в границах перечисленных выше счетов.
В Украине интегрированная система учета положена в основу Плана счетов и отчетности о финансовых результатах. Поэтому большинство украинских предприятий (кроме малых) применяют именно эту систему.
3. Смешанная система учета предусматривает отдельное ведение счетов финансового и производственного учета, которые не корреспондируют друг с другом. В системе счетов финансового учета отражают расходы по элементам, расчеты с дебиторами и кредиторами, определяют общий финансовый результат деятельности предприятия. Потом все данные и документы передают в сектор производственного учета, где данные о расходах перегруппировуют по функциям и центрам ответственности с выполнением должностной инструкции.
На основании перегруппированных данных в системе счетов производственного учета ведется учет запасов, осуществляется калькуляция себестоимости продукции и определяется финансовый результат основной деятельности предприятия. Взаимосвязь финансового и производственного учета достигается с помощью специальных контрольных счетов, которые имеют противоположное строение и отражают друг друга. Эта система не распространена.
В Украине применение смешанной системы учета в рамках существующего Плана счетов невозможно. Однако предприятия могут применять одновременно классы счетов 8 и 9, что дает возможность системным путем получить информацию о расходах по элементам, а потом перегруппировать эти расходы по функциям, центрам ответственности и другим признакам.
3. Профессиональные организации и этические нормы специалистов по управленческому учету.
Одной из наиболее влиятельных профессиональных организаций в мире является Международная федерация бухгалтеров (МФБ), которая имеет специальный Комитет по финансовому и управленческому учету. Главные задачи этого комитета:
- способствовать развитию управленческого учета посредством создания условий для повышения уровня компетентности и занятости бухгалтеров-аналитиков в обществе и таким образом добиться признания их профессионального вклада;
- обеспечить источник комментариев с позиции управленческого учета и быть источником советов и рекомендаций в области управленческого учета для других комитетов МФБ;
- поддерживать исследования по важным проблемам управленческого учета, проводимые организациями — членами МФБ и отдельными лицами; содействовать использованию этих результатов в практической деятельности. Совет МФБ уполномочил Комитет по финансовому и управленческому учету разрабатывать и издавать материалы по вопросам управленческого учета в виде исследований и практических положений, предназначенные для гармонизации методов и приемов управленческого учета.
Наряду с этим руководства и методические разработки по практике управленческого учета разрабатываются профессиональными организациями бухгалтеров США, Великобритании, Канады, Австралии, Японии и других стран. Организации бухгалтеров-аналитиков США и Великобритании самые крупные и по своему составу являются по сути международными.
Американский Институт управленческих бухгалтеров (Institute of Management Accountants — IMA) был создан в 1919 году. Сегодня он объединяет более 90 000 членов из США и других стран мира. Главная цель деятельности института — подготовка высококвалифицированных специалистов в области управленческого учета и финансового менеджмента. IMA определяет минимальный объем знаний, который необходим для эффективного выполнения функции управленческого учета. Объем знаний, требуемый IMA, не является постоянным и периодически пересматривается, так как по мере развития технологий и усложнения бизнеса специалисты в области управленческого учета должны обладать новыми знаниями и навыками.
С 1972 года IMA начал программу подготовки сертифицированных управленческих бухгалтеров (Certified Management Accountants — СМА), в которой ежегодно принимают участие 11 тыс. претендентов. Для получения звания сертифицированного управленческого бухгалтера необходимо приобрести определенный практический опыт работы и сдать двухдневный экзамен по четырем группам дисциплин.
Хотя сертификат IMA не обязателен для специалистов-практиков по управленческому учету, компании поощряют участие своих бухгалтеров в таких программах, рассматривая сертификат ІМА как необходимое условие для получения определенной должности.
IMA проводит также исследовательскую деятельность, результаты которой освещаются в соответствующих положениях по управленческому учету (Statement of Management Accounting). Эти положения обобщают лучшую практику и методы управленческого учета и, по сути, служат методическими рекомендациями для предприятий.
Так, в одном из них содержатся нормы профессионального поведения специалистов по управленческому учету и финансовому менеджменту, включающие такие важные аспекты, как компетентность, конфиденциальность, честность и объективность.
Привилегированный институт управленческих бухгалтеров (Chartered Institut of Management Accountants — СIMА) — вторая по величине профессиональная организация бухгалтеров Великобритании. Институт был основан в 1919 году; сегодня он насчитывает 57 000 членов из 156 стран мира. Чтобы стать его слушателем и получить соответствующую квалификацию, необходимо зарегистрироваться как студент СIMА, приобрести не менее чем трехлетний опыт практической работы управленческим бухгалтером и сдать все экзамены по трем уровням. После завершения трехлетней практической подготовки и успешной сдачи экзаменов претендент получает диплом и становится привилегированным управленческим бухгалтером (Chartered Management Accountant). По данным исследований, 68% работодателей отдают предпочтение именно этой категории сертификации.
Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту несут ответственность перед обществом, своей профессией, организацией, на которую они работают, и перед самими собой по соблюдение высоких норм этического поведения. Осознавая такую ответственность, Институт управленческих бухгалтеров провозглашает нормы этического поведения специалистов-практиков по управленческому учету и финансовому менеджменту. Соблюдение этих норм как в пределах страны, так и на международном уровне является одним из условий достижения целей управленческого учета. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту не должны совершать действий, противоречащих этим нормам, и поощрять совершение таких действий другими лицами внутри организации.
Компетентность. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту обязаны:
- поддерживать соответствующий уровень профессиональной компетентности путем повышения квалификации;
- выполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с действующими законами, правилами и техническими нормами;
- составлять полные и достоверные отчеты и рекомендации после соответствующего анализа релевантной и доступной информации.
Конфиденциальность. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту обязаны:
- избегать разглашения конфиденциальной информации, связанной с их работой, кроме случаев, когда они уполномочены или юридически обязаны это делать;
- информировать подчиненных о конфиденциальности соответствующей информации, получаемой ими в процессе работы, и проверять их действия по обеспечению конфиденциальности;
- воздерживаться от использования информации, полученной в связи с работой, с целью приобретения неэтичных или незаконных преимуществ лично или через третьи лица.
Честность. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту обязаны:
- избегать фактических или вероятных конфликтов и информировать соответствующие стороны о любых возможных конфликтах;
- воздерживаться от участия в каких-либо действиях, которые мешают их способности этично выполнять свои обязанности;
- отказываться от каких-либо подарков, благосклонности или гостеприимства, которые могут повлиять или явным образом влияют на их действия;
- воздерживаться от действий или бездеятельности, которые противоречат законным или этическим целям организации;
- признавать и сообщать о профессиональных или иных ограничениях, которые мешают их ответственным суждениям или успешной деятельности;
- предоставлять как положительную, так и неблагоприятную информацию, высказывать профессиональные суждения или мнения;
- воздерживаться от участия или поддержки каких-либо действий, дискредитирующих профессию.
Объективность. Специалисты-практики по управленческому учету и финансовому менеджменту обязаны:
- передавать информацию непредвзято и объективно;
- полностью раскрывать всю релевантную информацию, которая может повлиять на понимание потребителями предоставленных им отчетов, комментариев и рекомендаций.
ТЕМА 2: «СОСТАВ РАСХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА»
План
1. Экономическая сущность и условия признания расходов
2. Классификация расходов по элементам и статьям калькуляции
1. Экономическая сущность и условия признания расходов
Процесс производства является одним из самых сложных участков учетной работы, поэтому требует особого внимания со стороны бухгалтеров. Любое производство всегда связано с расходами, поскольку это — процесс использования факторов производства, которые воплощаются в созданном продукте (товаре, услуге). Изменение экономических взаимоотношений в аграрном секторе экономики, реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами выдвигают новые требования к учету и контролю производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В связи с этим требует усовершенствования учет процессов производства и реализации продукции. Ведь от качества учета зависит правильное определение финансового результата деятельности предприятия. Вопросы бухгалтерского учета расходов, методики определения финансовых результатов, налогооблагаемой прибыли и контроля над их формированием и отражением в отчетности являются весьма актуальными, исследуются как учеными, так и практикующими бухгалтерами, аудиторами, менеджерами.
В зависимости от понимания сущности затрат предприятия целесообразно рассмотреть её трактовки. А.И. Коблянская рассматривает расходы как важнейшую часть финансовой деятельности предприятия, поэтому следует знать порядок их осуществления, учета и распределения.
Важными предпосылками организации учета на предприятии является обоснование состава расходов по каждому месту возникновения, уточнение классификационных признаков постоянных и переменных издержек; обоснование параметров выделения центров возникновения затрат, по соблюдение которых несет ответственность каждый центр, разработка порядка составления отчетов об использовании бюджетов и анализ отклонений от норм.
В свою очередь управленческий учет направляет свои усилия на эффективную организацию учета затрат и совокупный анализ влияния затрат на финансовый результат предприятия. Эффективное осуществление управления затратами, является залогом высокой экономической результативности деятельности предприятия.
Главным объектом анализа в процессе управления являются расходы. Методические основы формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятия определяются П(С) БУ 16 "Расходы".
Согласно П(С) БУ 16 под расходами понимают уменьшение экономических вигід или увеличения обязательств, которые приводят к уменьшению собственного капитала(за исключением уменьшения собственного капитала в результате его исключения или распределения владельцами) при условии, что эти расходы могут быть достоверно оценены.
Расходами признаются расходы определенного периода одновременно с признанием дохода, для получения которого они осуществлены.
Не признаются расходами:
- Предоплата запасов, работ, услуг;
- Погашение полученных кредитов;
- Расходы, которые приводят к уменьшению собственного капитала; др.
2. Классификация расходов по элементам и статьям калькуляции
Расходы классифицируются по многим признакам. Взгляд на расходы с разных точек зрения дает возможность более гибко оперировать категорией себестоимость продукции с целью определения на рынке удачного ценового предложения на товары и услуги предприятия, а также с целью использования учетной информации для разных потребностей управления.
Объект расходов - это продукция или вид деятельности предприятия, которые требуют определения связанных с их производством(выполнением) расходов.
1. По экономическому содержании операционные расходы группируются по экономическим элементам и статьям калькуляции.
Элемент расходов - это совокупность экономически однородных расходов. В соответствии с П(С) БУ 16 расходы операционной деятельности группируются по следующим экономическим элементам:
- Материальные расходы: стоимость потраченных в производстве(кроме продуктов собственного производства) сырья, основных материалов(за минусом стоимости отходов полученных в процессе производства), покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии, запасных частей, стройматериалов, тары и тар. материалов, вспомогательных и др. материалов.
- Расходы на оплату труда: заработная плата по окладам и тарифам; премии и поощрения; материальная помощь; компенсационные выплаты; оплата отпусков и др. неотработанного времени; других расходов на оплату труда.
- Отчисление на социальные мероприятия.
- Амортизация: сумма начисленной амортизации ОС, НА и других необоротных материальных активов.
- Другие операционные расходы: расходы операционной деятельности, которые не вошли в состав предыдущих элементов, например, затраты на командировку, плата по расчетно-кассовое обслуживание, по услуги связи и так далее
Использование такой группировки расходов является для предприятий необходимым условием планирования расходов производства, их снижения, выявления резервов, контроля по их обращением, определение экономических показателей, которые характеризуют деятельность предприятия(матеріалоємність, трудоемкость), и в результате деятельности - складывания отчета о финансовых результатах.
В то же время, группировка расходов по элементам не полностью из потребность менеджеров в информации о расходах для принятия определенных управленческих решений. С этой целью классификацию расходов по элементам дополняют классификацией расходов по статьям калькуляции, что позволяет детально проанализировать себестоимость продукции, работ, услуг. и выявить резервы ее снижения. Определение перечня и состава статей калькуляции себестоимости продукции, работ, в. осуществляется предприятием самостоятельно и регулируется Приказом об учетной политике.
Типичная номенклатура статей расходов:
- расходы на оплату труда;
- отчисление на социальные мероприятия;
- семена и посадочный материал;
- удобрения;
- средства защиты растений и животных;
- корма;
- сырье и материалы;
- работы и услуги;
- расходы на содержание основных средств;
- другие расходы;
расходы на управление и обслуживание производства.
Перечень калькуляционных статей, устанавливается предприятием самостоятельно исходя из особенностей технологии и организации производства, складываются формы калькуляционных расчетов, смет и внутренней отчетности.
Тема 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ РАСХОДОВ".
План
1. Цель и направления классификации расходов.
2. Модели поведения расходов.
1. Цель и направления классификации расходов.
Для осуществления процесса управления и прогнозирования экономических последствий решений, принимаемых на различных уровнях управления, необходимо владеть информацией о расходах предприятия Чтобы иметь возможность управлять затратами, их прежде всего необходимо классифицировать по определенным признакам.
Целью классификации затрат в управленческом учете является формирование информации для принятия управленческих решений руководителями предприятия. Классификация затрат должна соответствовать требованиям системы управления - предоставлять информацию для планирования, организации, мотивации, осуществление контроля.
Исходя из цели и направления использования информации существуют различные подходы к классификации затрат, но основным принципом при ее построении должен быть разные расходы для различных целей.
Для оценки запасов и определения финансового результата расходы делятся на:
- исчерпанные и неисчерпанные;
- расходы на продукцию и расходы периода;
- прямые и косвенные;
- основные и накладные
Неисчерпанные издержки (Unexpired Costs) - это увеличение обязательств или уменьшения активов в процессе текущей деятельности предприятия для получения дохода или иной выгоды в будущем
Исчерпанные (потребленные) расходы (Expired Costs) - это увеличение обязательств или уменьшения активов в процессе текущей деятельности предприятия для получения дохода отчетного периода.
Относительно продукции расходы операционной деятельности классифицируются на расходы, которые
- учитываются при калькуляции себестоимости - состоят из расходов производственного подразделения (прямых материальных расходов, прямых расходов на оплату труда и других прямых расходов, а также переменных общепроизводственных и распределенных постоянных общепроизводственных расходов. В сельском хозяйстве общепроизводственные расходы не делятся на постоянные и переменные).
- не учитываются при калькуляции себестоимости (расходы на сбыт, административные расходы, другие операционные расходы).
По учету расходов при определении прибыли затраты подразделяются на расходы, которые,:
- формируют себестоимость реализованной продукции, работ, услуг. Она состоит из производственной себестоимости продукции, работы, услуг, которые были реализованы в течение отчетного периода, нераспределенных постоянных загальвиробничих расходов и сверхнормативных производственных расходов.
- расходы деятельности - это расходы, которые не включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и рассматриваются как расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены. К ним относятся административные расходы и расходы на сбыт.
По способе включения в себестоимость затраты подразделяются на:
- Прямые расходы - расходы, которые непосредственно связаны с производством конкретного вида продукции, и включаются в их производственную себестоимость, в частности, прямые материальные расходы, прямые расходы на оплату труда, другие прямые расходы.
- Непрямые(непрямые) расходы - это расходы на производство, которые не могут быть отнесены к конкретному объекту расходов экономически целесообразным путем и потому требуют распределения. Например, амортизация встаткування, отопление, электроснабжение цеха. С распределением расходов связан выбор целесообразной базы распределения, которая закрепляется Приказом об учетной политике.
Относительно производственного процесса расходы операционной деятельности подразделяются на:
- Основные - расходы, непосредственно связанные с производственным процессом. В свою очередь основные расходы при условии производства цехом предприятия нескольких видов продукции делятся на прямые(прямые материальные, прямые на оплату труды, другие прямые) и непрямые(амортизация встаткування цеха, отопления и т. п.). Т.е. прямые и непрямые расходы, связанные с производством продукции, выполнением работы и предоставлением услуг в совокупности являются основными расходами, которые отражаются на счете 23 "Производство"(по Дт).
- Накладные - связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им на уровне специалистов технологов. Размер этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятием. К ним относятся заработная плата специалистов, которые осуществляют руководство цехом, амортизация оборудования общепроизводственого назначения, расходы на охрану труда. Они отражаются на счете 91 "Общепроизводственные расходы". Регулярно накладные расходы со счета 91 списываются (распределяются) на расходы производства (на счет 23) пропорционально (в с/г производстве - пропорционально прямым расходам по минусом стоимости семян в растениеводстве, кормов в животноводстве и сырья и полуфабрикатов в промышленном производстве).
По степени влияния объема производства на уровень расходов:
- Переменные(условно-переменные) - расходы, размер которых прямо зависит от увеличения или уменьшения количества изготовленной продукции продукции, выполненной работы или оказанных услуг. Например, расход сырья, семян, заработная плата.
- Постоянные - расходы, размер которых остается неизменным при увеличении производства продукции, работ, услуг. Например, амортизация, арендная плата, страховые платежи(условно-постоянные - административные расходы и расходы на сбыт).
Относительно заданных параметров:
- Стандартные(нормативные) - расходы, которые отвечают определенным рассчитанным на предприятии размерам расходов в расчете на единицу продукции.
- Фактические - расходы, размер которых сформировался в результате выполнения предусмотренных планом заданий и зафиксированны в первичных документах.
Разницы между фактическими и нормативными расходами являются отклонениями, деление которых на "+" и "-" зависит от заданий, которые относятся при их анализе.
По сфере полномочий руководства подразделяется на:
- Контролируемые - расходы, которые менеджер или руководитель структурного подразделения может контролировать или существенно влиять на них; заработная плата, материалы.
- Неконтролируемые - менеджер или руководитель структурного подразделения не может контролировать - амортизация, страхование.
По единству состава расходы могут быть:
- Одноэлементные расходы включают экономические расходы, которые делятся на разные компоненты, независимо от их места и целевого назначения(сырье, материалы, топливо, энергия и так далее). На этом принципе построена классификация расходов по экономическим элементам.
- Комплексные расходы состоят из нескольких экономических элементов. Характерным примером статьи комплексных расходов являются общепроизводственные расходы, в которые входят практически все экономические элементы.
По целесообразности расходы выделяют:
- Производительные расходы, к которым относятся оправданные или целесообразные для данного производства расходы.
- Непродуктивные расходы, причиной возникновения которых являются недостатки в технологии и организации производства. Такие расходы должны учитываться в разрезе причин и винных лиц. В случае идеальной организации технологии производства и труда все расходы должны быть только производительными.
Отдельно ведется учет текущих и одноразовых расходов.
К текущим относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции данного периода. Это, как правило, основная часть расходов на производство.
Одноразовыми являются расходы, связанные с подготовкой производства(внедрение новой продукции, ее существенная модернизация), резервированием расходов на оплату отпусков и выплату одноразовой премии по выслугу лет.
Для принятия управленческих решений необходимо различать релевантные и нерелевантные расходы.
Релевантные расходы - это расходы, которые зависят от принятия управленческого решения.
Нерелевантные расходы - расходы, которые не зависят от принятия решения.
Маржинальные затраты(предельные расходы) - это расходы на производство каждой следующей дополнительной единицы продукции.
Дифференцированные расходы - это расходы, которые представляют разницу между несколькими альтернативными решениями.
Действительные(реальные) расходы - это расходы, для которых необходимо потратить деньги или другие ресурсы.
Возможные(альтернативные) расходы - это потерянная выгода, если выбор или принятие решения требует отказаться от другого(альтернативного) решения.
Маржинальный доход - это разница между доходом от реализации и суммой переменных расходов, это промежуточный финансовый результат, который обеспечивает покрытие постоянных расходов и получение прибыли.
2. Модели поведения расходов.
Поведение расходов - это характер реагирования расходов на изменение деятельности предприятия.
Изменения в составе и величине расходов происходят под воздействием определенных событий и операций, которые имеют место в процессе хозяйственной деятельности. Поэтому деятельность, которая влияет на расходы называется фактором расходов. Например, для производства фактором расходов является объем производства, количество переналадок оборудования, основная заработная плата, для маркетинга - количество рекламных объявлений, количество продавцов, выручка.
Очень важно понимать взаимосвязь между расходами и определенными факторами, потому что это дает возможность предусмотреть будущие релевантные расходы, что необходимо для принятия управленческих решений.
Для описания поведения расходов используют понятие "переменные расходы", "постоянные расходы", "условно-постоянные расходы", "условно-переменные расходы". При этом основным фактором расходов рассматривают объем деятельности(производства или реализации).
Общая сумма переменных расходов увеличивается или уменьшается прямо пропорционально объему деятельности, а размер переменных расходов на единицу продукции является постоянным для всех уровней деятельности. Например, прямые материальные расходы.
Общая сумма постоянных расходов не увеличивается при увеличении или уменьшении объема деятельности, но сумма постоянных расходов на единицу пропорции соответственно уменьшается при увеличении объема деятельности и увеличивается при его уменьшении.
Условно-переменные расходы - расходы, которые изменяются, но не прямо пропорционально к изменению объема деятельности (или другого фактора расходов). Например, расходы на приобретение материалов в условиях получения скидки при покупке большой партии и оплата сверхнормативной работы.
Значительную часть условно-переменных расходов представляют смешанные расходы - это расходы, которые содержат элементы как постоянных так и переменных расходов. Например, плата по телефон, которая включает постоянные расходы в виде абонентной платы и переменные расходы, - плата по межгородские разговоры.
В основу разделения расходов на постоянные и переменные положен релевантный диапазон(промежуток) и время.
Релевантный диапазон - это диапазон деятельности предприятия. Релевантным обычно является нормальный ожидаемый диапазон деятельности предприятия. Постоянные расходы являются постоянными, только в рамках релевантного диапазона деятельности и только в течение определенного периода времени. Например, расходы на аренду будут увеличиваться, если увеличение объема производства потребует дополнительной площади, и наоборот.
Во многих случаях при достижении определенного уровня деятельности затраты изменяются резко, прыжками. Такими расходы называют условно-постоянными или ступенчатыми. Например, заработная плата ремонтных работников при условии, когда для обслуживания оборудования на каждые 1000 машино-часов необходим один работник. Таким образом, по короткий период (месяц) затраты могут быть переменными (условно-переменными) и постоянными (условно-постоянными). Но в течение длительного периода все расходы приобретают тенденцию к изменению, и постоянные расходы становятся условно-постоянными и изменяются ступенчато.