Формирование политической культуры школьников. Опыт отечественной и зарубежной школы. (Г.А.Аминев, А.Н.Джуринский)

формирование политической культуры учащихся — это целенаправленный процесс обучения и воспитания, включающий в себя освоение учащимися политического опыта, выработанного человечеством, развитие соответствующего нормам современного демократического общества политического сознания и подготовку к адекватному политической реальности конвенциональному поведению; процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта политических отношений. Основными направлениями формирования политической культуры старшеклассников считаем следующие: 1. Содержательный компонент — раскрывается в блочном изучении материала, через межпредметные связи, через наблюдение за политической реальностью (анализ событий, материалов СМИ, деятельность лидеров). 2. Процессуальный компонент: групповая работа над проблемными вопросами, парная и индивидуальная; через методы организации (активные и интерактивные методы организации): целеполагание и мотивация, работа над понятиями, обучение при помощи составления аналитических, сравнительных, обобщающих схем и таблиц, анализ конкретных ситуаций, постановку проблемных вопросов, мозговую атаку; через диагностику результата: контроль знаний (тестирование и блочный контроль), наблюдение за развитием умений и навыков (работы с текстом, развитие устной речи, способность к творческой реализации знаний), рефлексию — анкетирование. Межпредметные связи отражают комплексный подход к обучению и воспитанию в целом и политической культуры, в частности. Представляется возможным выделить главные элементы содержания образования и взаимосвязь между предметами, преимущественно гуманитарного цикла. Современные знания невозможны без системного изложения основ наук, раскрытия гносеологических проблем. На уроках истории, литературы, географии, экономики межпредметные связи могут создаваться на уровне понятий, тем и целых занятий. Общими здесь будут познавательные методы, имеющие общенаучный характер — абстрагирование, моделирование, аналогия, обобщение и другие. Объединяет предметы прежде всего сама гуманистическая составляющая — ориентация на общечеловеческие ценности, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений, развитие общекультурных компонентов, обсуждение геополитических проблем. Важный прикладной аспект — формирование человека как уникальной личности, раскрытие потенциальных возможностей каждого ученика. Наблюдение за политической реальностью, восприятие политических событий, явлений, поступков политических деятелей является одним из средств изучения содержания. Цель наблюдения — накопление фактов, первоначальных представлений о политической реальности. Оно предусматривает умение группировать события и явления, подмечать их сходство и различие, определять зависимость политического процесса от тех или иных условий. При этом происходит не только восприятие, но и переработка информации. Сравниваются факты политической истории, анализируются и рассматриваются составные части процессов, соединяются изученные элементы в единую систему, обобщаются новые научные понятия. Это служит, с одной стороны, формированию жизненных представлений, с другой — помогает усваивать новые знания. Наблюдения могут проходить на уроках и при выполнении домашнего задания. При этом необходимо уметь выделять только значимые факты, оценки не должны быть подвержены субъективным влияниям, например политическим стереотипам.

Задачи нравственного воспитания молодёжи. Содержание, пути и средства нравственного воспитания в общеобразовательной школе(О.С.Богданова и др.). Методика организации ценностно-ориентированной деятельности.

Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям. Нравственность — это внутренняя мораль, мораль не показная, не для других — для себя. Важнее всего формировать глубокую человеческую нравственность. Нравственное воспитание решает такие задачи, как tnplhpnb`mhe нравственных понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что несправедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия —определяющий критерий нравственного развития личности. Нравственные чувства — это переживания своего отношения к нравственным явлениям. Они возникают у человека в связи с соответствием или несоответствием его поведения требованиям общественной морали. Чувства побуждают к преодолению трудностей, стимулируют освоение мира. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества. Непреходящие нравственные качества — честность, справедливость, долг, порядочность, ответственность, честь, совесть, достоинство, гуманизм, бескорыстие, трудолюбие, уважение к старшим. Среди нравственных качеств, рожденных современным развитием общества, выделим уважение к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции, честное и добросовестное отношение к труду, патриотизм, дисциплинированность, требовательность к себе, неравнодушие к событиям, происходящим в стране, социальную активность, милосердие.

К задачам учреждений профессионального образования по нравственному воспитанию учащейся молодежи следует отнести:

 воспитание гуманизма - заботливого, доброжелательного отношения к людям, умения гармонически сочетать свои интересы с общественными, чувства единства слова и дела как повседневной нормы поведения;

 воспитание непреходящих человеческих ценностей - любви и дружбы, милосердия;

 воспитание принципиальности, честности, глубины чувств;

 воспитание ответственного отношения, правовой культуры;

 воспитание трудолюбия, потребности в труде, как высшему смыслу жизни, источнику творчества, материального благополучия;

 воспитание культуры поведения, культуры общения;

 воспитание чувства собственного достоинства.

Организуя воспитательное воздействие на учащихся, нужно учитывать их психологические особенности. Очень важно, чтобы в период нравственного становления учащихся в учреждении образования, они находились в ситуации возможности свободного выбора, самостоятельного определения линии поведения или отдельного поступка. В этих условиях задача педагога состоит в том, чтобы не снимая жизненных противоречий и трудностей, направить выбор учащегося на приобретение ими ценностных жизненных ориентаций. В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают специальные государственные органы, контроль за выполнением моральных норм осуществляется исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) почти полностью зависит от личного выбора каждого.

 Педагоги развивают у учащихся способность осмысливать жизненные явления, критически воспринимать противоречивые идеи, самостоятельно искать истину. Этому способствуют такие формы работы с учащимися, как:

 Философский стол - дискуссия, содержанием которого являются проблемы ученической жизни.

 Сократовские беседы - коллективное раздумье над какой-то жизненно важной проблемой, поочередная постановка вопросов, учитывающих условие главного вопроса (сократовский метод состоял в предъявлении ученикам системы вопросов, последовательные ответы на которые приводят к истине).

 Разговор при свечах - дружеские беседы о проблемах жизни, актуальные для юношества.

 Круглый стол - дискуссионная форма, коллективное размышление над вопросом, в котором все выступают " на равных".

 Этический театр - драматизированное представление на основе литературного материала, освещающее этические проблемы жизни человека.

Целесообразно проводить экскурсии в музеи, по памятным и историческим местам, посещение выставок, кинотеатров, театров, проведение выставок художественного и технического творчества, фотовыставок, выпуск тематических стенгазет (по материалам проведенных мероприятий, экскурсий т.д.). В организации нравственно-этического воспитания могут использоваться такие формы работы, как конкурсно-игровые и дискуссионные мероприятия по нравственно-этической тематике (турниры знатоков, диспуты "Кем быть или каким быть?", " Искусство быть красивым", творческие конкурсы-проекты, лекции-рассуждения, литературные гостиные, проблемные лаборатории, деловые игры, брейн-ринги, устные журналы, нравственные воспитательные часы, часы общения и др.). В воспитательной работе с учащимися необходимо широкое использование деловых игр, тренингов по обучению умениям нравственного выбора, по развитию способности эффективно разрешать конфликтные ситуации.

Воспитание дисциплинированности. Индивидуальная работа с педагогически запущенными детьми. А.С.Макаренко о перевоспитании. Опыт Г.П.Сологуба. особенности работы с детьми разной степени педагогической запущенности.

Педагогически запущенные – это дети и подростки со стойкими отклонениями от нормы поведения и развития. Новосёлова выделяет типы ПЗ: 1)Трудновоспитуемые а) изолированные: замкнуты, держатся вне коллектива, уч-ся неплохо, но воспитание затруднено. Способ воздействия: не реком-ся публично их осуждать, глубоко индивид воздействие б) неконтактные -эмоц неуровновешанны, конфликтны, ранимы, обидчивы, идут на конфликт по малейшему поводу, отвергают компромиссы. СВ: нужно понять, терпеливо выслушать, им надо вернуть радость общения, их надо включать в отношения зависимости в) интеллектуалы - Интел хорошо развиты, односторонни, много знают, но по одному предмету, открыто презирают окр серую массу, к педагогам скрытое пренебрежение. СВ: надо оказывать на их влияние успехами одноклассников. 2)дезорганизаторы (а)бунтари – хулиганят, грубят, дерутся, в своих неудачах обвиняют других, ни к каким группировкам не примыкают. СВ: гл задача – удержать их в коллективе, для них надо создать условия, чтоб он мог полностью выложить свои силы б)лидеры – отличник, всегда хочнт быть вожаком, сильно проявляют сопротивление воспитанию. СВ: нельзя резко присекать организаторскую деятельность лидера, нужно развивать их, вовлекая лидеров в позитивную деятельность. В)попутчики – психологически это слабые личности, по приказу другого совершают любые действия под влиянием страха. 3)несовершеннолетние правонарушители (а) отвергнутые – считают себя непонятыми, униженными, бросают учебу б)ложные романтики – отстают в интеллект и нравственном развитии, их привлекает деят-ть, связанная с риском, они не задумываются о результатах поступков. Св: надо вовлекать их в интересные, требующие сил и воли деятельности. в)угнетенные – очень сильно отстают в развитии, действуют по указанию более сильных, это самый тяжелый случай пед.запущенности. СВ: строгий контроль, четкие указания, категорично деловой тон, т.к. они привыкли действовать по указке сверху. 4)преступники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: