М. Хайдеггер. Понимание и язык

Эти вопросы непосредственно подводят к феноменологичес­кой герменевтике М. Хайдеггера, которую определяют две предпосылки. Во-первых, вопрос о герменевтике Хайдеггер вслед за Гуссерлем и Шелером переносит в онтологическую плоскость. Полагая, что структура бытия трансцендентальной субъективности определяет структуру познания, он считает не­обходимым перейти от разработки герменевтики как метода познания к разработке ее как способа бытия. При таком подходе снимается дильтеевское разделение научных методов — объяс­няющего (в естественных науках) и понимающего (в гуманитар­ных). Коль скоро ставится вопрос о герменевтической структуре самого бытия трансцендентальной субъективности, то герме­невтика уже выступает как исходная, первоначальная харак­теристика, предшествующая всякому разделению на различные виды знания*.

Во-вторых, вслед за Шелером Хайдеггер уже в своей работе "Бытие и время" усматривает герменевтический характер бытия трансцендентальной субъективности в ее "языковости". Именно язык, понятый как речь, т. е. в его живом осуществлении, а не просто в виде грамматических форм и лексического арсенала, представляет собой реальную форму существования трансцен­дентальной субъективности. Язык не просто условие понима-


* Понимание, говорит Хайдеггер в "Бытии и времени", составля­ет бытийную структуру человеческого существования. "Напротив, "по­нимание" в смысле одного из возможных видов познания наряду с дру­гими, например в отличие от "объяснения", должно быть интерпретиро­вано как экзистенциальное производное от этого первичного понима­ния, которое вообще соконституирует тут-бытие".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: