Социальная феноменология (А.Шюц) и ее значение для развития методологии социально-гуманитарных наук

Феноменология – описание феноменов. Конечная цель для Гуссерля – это описание феноменов сознания человека. От этих принципов отталкивается и социальная феноменология. Основные установки социальной феноменологии по Шульцу:

1. сведение объективного мира к интерсубъективным представлениям и переживаниям. Объективный мир полностью подституируется через интерсубъективность (то что находится между субъектами).

2. Выдвижение в фокус социального познания феноменологически трактуемой социальной реальности. Два основных понятия: жизненный мир и повседневность.

3. Идея глобального конструирования социальной реальности и индивидов.

Жизненный мир – это сфера непосредственного рефлексивного интуитивно переживаемого жизненного опыта, который формируется и закрепляется на уровне здравого смысла. Понятие повседневности – это напряженное лишенное всякого сомнения внимание к жизни, предполагающее наше целостное я и выдвижение разнообразных проектов воздействия на окружающее наше я социальную среду. Или повседневность – это сфера человеческого опыта, для которой характерна особая форма восприятий и переживаний мира, при этом сознание пребывает в напряженном бодрствующем состоянии, а личность существует как некая целостная личность, которая конструирует различные объекты, явления и социальные взаимодействия.

Именно биография человека является организующей осью, вокруг которой существует весь внешний мир. Этот социальный мир интерпретируется определенным образом. Никакого универсального социального познания не существует в принципе, все познание социальных явлений строго индивидуально. Сама биография одновременно предстает и как конструирование социального мира.Но Шульц не отрицает факт конструирования коллективного знания, но для него это сумма всех индивидуальных знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: