Первая концепция - наука как знание –с учетом многовековой традиции рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант.
Подобное понимание долгое время было чуть ли не единственным.Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки.Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялосьплодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминациянаучной деятельности еще не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.
Эта концепция н е может самостоятельно дать полное определение современной науки.Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты.
- А дело все в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно.
|
|
- От исследователей ускользает ее социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности более глубокого и всестороннегоисследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки.Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилениюизучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.
Если мы рассматриваемВторая концепция - наука как деятельность,
Разработан деятельностный подход к науке.Это - трактовка науки не только как знания самого по себе,а прежде всего как особой сферы профессионально-специализированной деятельности,как своеобразного вида духовного производства.
Третья концепция - Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Цель и назначение науки
Как социального института
- производство и распространение научного знания,
- разработка средств и методов исследования,
- воспроизводство ученых и
- обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
Особенности современной науки.
Коллективные формы деятельности
2) методы, основанные на новых технологиях
3) исследование о бъектов принципиально нового типа -
Сверхсложных, самоорганизующихся систем
4) переход к комплексному исследованию человека