Организация научно-исследовательской работы студентов в вузе

Совокупность деловых качеств, необходимых для специалиста высшей

квалификации, включает в себя высокий уровень профессиональных знаний,

широкий кругозор, творческие способности и инициативность, развитое чувство

ответственности, исполнительность и самодисциплину, организаторские навыки.

Специалист должен проявить:

творческий, индивидуальный подход к каждой задаче, умение использовать для

ее решения принципы, методы и результаты смежных областей науки и техники;

достаточное знание математики, экономики и других наук в тех разделах, которые

соответствуют профилю его работы, умение использовать в работе современные методы

и информационную технику.

В ст. 16 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском

профессиональном образовании» закреплены многочисленные права студентов вузов, в

том числе и право принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ,

конференциях, симпозиумах, а также представлять свои работы для публикации, в

частности, в изданиях высшего учебного заведения. Здесь же записано, что студенты

вузов обязаны овладеть знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий,

предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего

профессионального образования. В Законе не предусмотрена обязанность студентов

заниматься научно-исследовательской работой. Тем не менее, они должны выполнять

те виды заданий, которые содержат элементы научного исследования и включены в

учебный план или планы занятий по дисциплине. К их числу относятся реферат, доклад,

курсовая работа, дипломная работа, магистерская диссертация.

В соответствии с Типовым положением ой образовательном учреждении высшего

профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации,

утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264, учебные

занятия проводятся как в виде лекций, семинаров, практических занятий, консультаций,

так и в виде научно-исследовательской, курсовой, квалификационной работы

(дипломного проекта или дипломной работы, магистерской диссертации).Чтобы выполнить вышеперечисленные работы, студенту необходимо уметь: выбрать тему и разработать план исследования; определить оптимальные методы исследования; осуществлять поиск научной информации и работать с научной литературой; собирать, анализировать и обобщать научные факты, материал практики; теоретически проработать исследуемую тему, аргументировать выводы, обосновывать предложения и рекомендации; оформить результаты научной работы. Некоторые виды НИР студент не обязан выполнять, например, его нельзя заставить заниматься в научном кружке, выступить с докладом на конференции или принять участие в конкурсе на лучшую студенческую научную работу. Однако в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, например, по специальности «Юриспруденция»

сказано, что юрист должен уметь: собирать нормативную и фактическую информацию;

толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; юридически

правильно квалифицировать факты и обстоятельства; вскрывать и устанавливать

факты правонарушений; систематически повышать свою профессиональную

квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться

в специальной литературе; анализировать судебную и административную практику.

Поэтому современный юрист должен владеть не только необходимой суммой

юридических знаний, но и определенными умениями творческого решен практических

задач. Все эти умения приобретаются в вузе путем активно участия студентов в научно-

исследовательской работе.

Понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя

два элемента:

обучение студентов основам научно-исследовательского труда, привитие им

навыков этого туда;

собственно научные исследования, проводимые студентами пол руководством

преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из

важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов с

высшим образованием.

Целью научной работы студентов является переход от усвоения готовых знаний к

овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного

анализа различного рода явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

развитие творческого и аналитического мышления, расширение научного

кругозора;

привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследовательской

работы;

повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;

выработка умения применять теоретические знания, современные методы

научных исследований в практической деятельности.

Научная работа студентов подразделяется на учебно-исследовательскую,

включаемую в учебный процесс и проводимую я учебное время (УИРС), и научно-

исследовательскую, выполняемую во вне учебное время (НИРС).

Учебно-исследовательская работа выполняется студентами по учебным планам

под руководством преподавателей. Формы этой работы:

реферирование научных изданий, подготовка обзоров новой научной

литературы;

выступление с научными докладами и сообщениями на семинарах;

написание курсовых работ, содержащих элементы научного исследования;

проведение научных исследований при выполнении дипломных работ;

выполнение научно-исследовательских работ в период учебной практики и

стажировки.

Научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеучебное

время, включает:

работу в научных кружках и проблемно-исследовательских группах, создаваемых

при кафедрах;

участие в научно-исследовательских работах по кафедральным темам;

выступления с докладами и сообщениями на научно-теоретических научно-

практических конференциях, проводимых в вузе;

участие во внутривузовских, в межвузовских, региональных и

республиканских олимпиадах и конкурсах на лучшую научную работу;

подготовку публикаций, в том числе и статей, по результатам проз денных

исследований;

разработку и изготовление схем, таблиц, слайдов, фильмов, наглядных пособий

для учебного процесса;

переводы научных работ (монографий, статей и др.) по специальности,

Формами реализации УИРС и НИРС выступают: реферат, доклад, сообщение

па конференции или заседании научного кружка, конкурсная публикация, наглядные

пособия для учебного процесса, курсовая работа, дипломная работа, магистерская

диссертация и др.

Основная форма организации НИРС - студенческий научный кружок при

кафедре. Главным содержанием деятельности кружка является выполнение во

внеучебное время научных исследований по определенной кафедрами тематике.

Научным руководителем кружка назначается преподаватель кафедры. Он руководит

исследовательской работой студентов, помогает в подготовке ими научных докладов и

сообщений, организует их заслушивание и обсуждение на заседании кружка,

представляет лучшие студенческие работы на конкурсы и конференции, привлекает к

работе со студентами других преподавателей кафедры, организует встречи членов

кружка с практическими работниками.

На первом заседании кружка избирается староста, а в некоторых вузах еще и

секретарь кружка, которые организуют его заседания и ведут документацию.

Работа кружка отражается в журнале, который имеет следующие разделы: список

членов кружка, учет посещаемости заседаний, план работы на учебный год, протоколы заседаний.

Другая форма организации НИРС - проблемно-исследовательские группы из 3 - 5

студентов, которыми руководят профессора (доценты) кафедры. Все они работают по одной и гой же теме. Это дает возможность объединенными усилиями в короткий срок эффективнее выполнить трудоемкое исследование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: