Научное исследование - это целенаправленное познание, результаты которого
выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его
отличительные признаки, отмечая, что это;
во-первых, целенаправленный процесс достижения осознанно поставленной цели и
четко сформулированных задач;
во-вторых, процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие
неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых
вопросов;
в-третьих, процесс, характеризующийся систематичностью (т.е. здесь
упорядочены и приведены в систему и сам процесс исследования, и его результаты);
в-четвертых, процесс, которому присуща строгая доказательность,
последовательное обоснование сделанных обобщений и выводов.
Объектом научно-теоретического исследования выступает не просто отдельное
явление, конкретная ситуация, а целый класс сходных явлений, ситуаций и
совокупностей.
Цель, непосредственные задачи научно-теоретического исследования состоят в том,
|
|
чтобы найти общее у ряда единичных явлений, вскрыть законы, по которым возникают,
функционируют, развиваются такого рода явления, т.е. проникнуть в их глубинную
сущность.
Основными средствами научно-теоретического исследования являются:
совокупность научных методов, всесторонне обоснованных и сведенных в
единую систему;
совокупность строго определенных понятий и терминов, их номинирующих.
Результаты научных исследований представляются в научных (статьях,
монографиях, учебниках, диссертациях и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней
оценки, используются в практике, учитываются в процессе практического познания.
После этого, в обобщенном виде, они включаются в руководящие документы.
Научные исследования классифицируются по различным основаниям.
По источнику финансирования различают научные исследования бюджетные,
договорные и нефинансируемые.
Бюджетные исследования финансируются из средств бюджета РФ или
бюджетов субъектов РФ. Договорные исследования финансируются организациями-
заказчиками по договорам. Нефинансируемые исследования могут выполняться по
инициативе ученого, индивидуальному плану преподавателя.