Сложность внешней среды определяется числом факторов, на кото-
Рые организация должна реагировать, а также их вариативностью. Факто-
Ры внешней среды характеризуются многими категориями данных, кото-
Рые принимаются во внимание при выработке управленческих решений.
Подвижность характеризуется скоростью, с которой происходят
Изменения факторов окружающей среды. Наибольшие изменения проис-
Ходят в отраслях, ориентированных на научно-технический прогресс.
3 2
Неопределенность внешней среды объясняется недостаточностью
Информации о факторах и зачастую ее низкой достоверностью. Чем не-
Определеннее данные, характеризующие факторы внешней среды, тем
Сложнее принимать эффективные управленческие решения.
Состав внешней среды, организации можно разделить на две группы
Факторов: прямого и косвенного воздействия. Это облегчает учет степе-
пи их влияния на деятельность предприятия (рис. 2.5).
Среда прямого воздействия (микросреда) содержит факторы, кото-
|
|
Рые непосредственно влияют на бизнес и, в свою очередь, испытывают
Прямое влияние деятельности предприятия: законы и учреждения госу-
Дарственного регулирования, трудовые ресурсы, поставщики, потреби-
Тели и конкуренты.
Среда косвенного воздействия (макросреда) включает факторы,
Которые могут и не оказывать прямого немедленного воздействия на
2*-2302 33
Организацию, но впоследствии сказываются на нем. Речь идет о состоя-
Нии экономики, научно-техническом прогрессе, социально-культурных
И политических изменениях в обществе, природно-географических и
Демографических показателях.
Обычно организация сама определяет, какие факторы и в какой
Степени могут воздействовать на результаты ее деятельности в настоя-
Щий период и на перспективу и какие меры необходимо принять для
Успешного ведения бизнеса.
Рассмотрим основные группы факторов внешней среды организа-
Ции — экономическую среду, политическую и правовую среду, социаль-
Но-культурные факторы, научно-технический прогресс, природно-
Географические условия, рынок труда.
Экономическая среда организации характеризует условия ее созда-
Ния, функционирования и эффективности. Это — покупательная спо-
Собность населения, которая, в свою очередь, зависит от уровня текущих
Доходов и цен, экономического подъема или спада, уровня безработицы,
Системы налогов и др.
Любая организация подвергается воздействию социалъно-культур-
|
|
ного фактора, к которому относятся традиции, стереотипы поведения