Индивидуальные покупатели и клиенты. Конкретный состав потреби-
Телей зависит от сферы деятельности фирмы, специфики ее продукции
И услуг, масштабов производства, рынков сбыта и других факторов. Кроме
Непосредственных покупателей в эту группу могут быть включены общества
Потребителей, общества экологической защиты и другие подобные
Организации. Их влияние на производителей становится все более замет-
Ным, и с ним приходится считаться. Эти организации вступают в не-
Посредственное взаимодействие с производителями по поводу качества
Продукции, добросовестности рекламы, соблюдения экологических тре-
Бований и т.д.
Воздействие потребителей находит проявление в различных фор-
Мах: установлении определенного уровня цен; наличии особых требова-
Ний к качеству, дизайну и техническим характеристикам продукции,
Формам оплаты; в угрозе перехода к другому производителю; в предпо-
Чтении определенных торговых марок и т.д. С другой стороны, произ-
|
|
Водители могут оказывать существенное влияние на потребителей,
Устанавливая более низкие цены, гарантируя высокое качество и сроки
Поставок, предлагая уникальную продукцию или услуги, являясь моно-
Полистами в данной отрасли и т.п. Если позиция производителя доста-
Точно сильна, то существует и потенциальная угроза смены покупателей.
Анализ положения потребителей позволяет лучше уяснить, в чем может
Проявиться их влияние, оказывают ли они давление на производителя,
А также понять, насколько сильны позиции организации, как она влияет
На покупателей и в чью пользу складывается баланс сил в этом взаимо-
Действии.
Поставщики материальных и природных ресурсов. Поставщики
Сырья, материалов, полуфабрикатов, электро- и теплоэнергии, воды, газа
Могут непосредственно воздействовать на организацию, создавая ресурс-
Ную зависимость. Зависимость одних организаций от распределения
Ресурсов дает власть другим и позволяет им оказывать влияние на себе-
Стоимость, качество продукции, сроки ее изготовления и в целом на эф-
Фективность деятельности организации. Анализ поставщиков матери-
Альных и природных ресурсов позволяет определить, насколько сильна
Ресурсная зависимость организации и каковы ее причины. При анализе
Следует обращать внимание на цены товаров и услуг, их качество, соблю-
Дение сроков, условий и объема поставок, а также на то, является ли
|
|
Поставщик монополистом данного вида ресурсов или возможна замена
Поставщика. Зависимость от поставщиков создает для менеджеров ор-