Щихся рисковать и брать на себя ответственность за решение проблем
Предприятия.
Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с мини-
Мальными затратами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда
вытекает еще одна важнейшая функция менеджмента — мотивационная.
Цель мотивации — создать у работника стимулы к труду и по-
Будить его работать с полной отдачей. Поведение людей определяются
Множеством мотивов. Мотив — это то, что вызывает определенные дейст-
Вия человека. Мотив находится внутри человека, имеет персональный
Характер, зависит от различных внешних и внутренних по отношению
К нему факторов.
В основе внутренних побуждений, которые заставляют людей дейст-
Вовать определенным образом, лежат их потребности. Согласно теории
Американского социолога А. Маслоу, все потребности человека можно
Разделить на пять групп. Иерархия потребностей (по Маслоу) и способы
их удовлетворения представлены на рис. 3.3.
Рис. 3.3. Иерархия потребностей но Маслоу
|
|
1 Мотивация — это процесс воздействия на человека с целью побуждения его
К определенным действиям.
Модель Маслоу имеет форму пирамиды, поскольку чем выше уро-
Вень потребностей в иерархии, тем для меньшего числа людей они стано-
Вятся реальными мотивами поведения. Неудовлетворенные потребно-
Сти побуждают людей к активным действиям; удовлетворенные же уже
Не мотивируют их. При этом потребности, находящиеся ближе к основа-
Нию пирамиды, требуют удовлетворения в первую очередь. Потребно-
Сти более высокого уровня активнее побуждают человека к действиям
После того, как в основном удовлетворены потребности более низкого
Уровня.
К физиологическим потребностям относятся те, удовлетворение
Которых обеспечивает человеку элементарное выживание (питание,
Жилье, отдых и т.д.). Для этого необходим минимальный уровень за-
Работной платы и приемлемые условия труда.
Потребности в безопасности и уверенности в будущем удовлетворя-
Ются с помощью зарплаты, превышающей ее минимальный уровень. Люди
В рамках потребностей этого рода оценивают свою работу прежде всего
С позиций обеспечения их стабильного существования в настоящее время
И на перспективу. Для такого человека важны гарантии работы с оплатой
Выше прожиточного уровня, пенсионного обеспечения, медицинского
Обслуживания.
Без удовлетворения потребностей первого и второго уровней, кото-
Рые можно считать первичными, невозможна нормальная жизнедеятель-
Ность человека.
Потребности в социальных контактах выражаются в том, что чело-