В долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководст-

ва. Содержание функции контроля включает: сбор, обработку и анализ

информации о фактических результатах деятельности всех подразделений;

сравнение их с плановыми показателями; выявление отклонений и ана-

Лиз их причин; разработку мероприятий по принятию срочных реше-

Ний, касающихся оперативной деятельности того или иного подразделе-

Ния организации.

Различают следующие основные виды контроля:

— предварительный контроль, который осуществляется до фактиче-

Ского начала работ (оценка квалификации персонала, выработка стан-

дартов в отношении материальных ресурсов, составление бюджета и т.п.);

— текущий контроль проводится в процессе работы. Чаще всего

Объект контроля — сотрудники, а сам контроль является прерогативой

Их непосредственного руководителя. Текущий контроль для аппарата

управления играет роль обратной связи;

— заключительный контроль помогает руководству организации

предотвратить ошибки в будущем при планировании работ.

В целом информация, полученная в процессе контроля, может ис-

пользоваться на этапе планирования, организации и мотивации труда

Сотрудников. Выполняя функцию контроля, т.е. сопоставляя получен-

Ные результаты с теми, которых необходимо достигнуть, менеджеры при-

Нимают соответствующие меры. Если результаты хуже ожидаемых, то

Контроль помогает выявить причины отклонений и внести необходимые

Коррективы.

Контроль непосредственно связан с функцией планирования. Стра-

тегические планы отражают изменения как внутри, так и вне организа-

Ции, и процесс контроля позволяет менеджерам удостовериться, дейст-

Вует или нет принятая стратегия. Если на предприятии постоянно

Осуществляется контроль, то ошибки можно заметить на раннем этапе

И своевременно принять необходимые меры, позволяющие справиться

С проблемой, предотвратив тем самым возможный серьезный ущерб.

Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, состоящий

из четырех этапов (рис. 3.4). В целях осуществления эффективного конт-

Роля устанавливают стандарты, т.е. критерии оценки работы предприя-

Тия. Они должны быть тесно связаны со стратегическими целями, иначе

Может контролироваться выполнение неверной задачи.

Чтобы контроль был эффективным, т.е. обеспечивал достижение

целей организации, он должен соответствовать следующим принципам:

— стратегической направленности, т.е. контроль должен отражать

общие приоритеты организации и поддерживать их;

— ориентированности на результаты, т.е. контроль должен способ-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: