ва. Содержание функции контроля включает: сбор, обработку и анализ
информации о фактических результатах деятельности всех подразделений;
сравнение их с плановыми показателями; выявление отклонений и ана-
Лиз их причин; разработку мероприятий по принятию срочных реше-
Ний, касающихся оперативной деятельности того или иного подразделе-
Ния организации.
Различают следующие основные виды контроля:
— предварительный контроль, который осуществляется до фактиче-
Ского начала работ (оценка квалификации персонала, выработка стан-
дартов в отношении материальных ресурсов, составление бюджета и т.п.);
— текущий контроль проводится в процессе работы. Чаще всего
Объект контроля — сотрудники, а сам контроль является прерогативой
Их непосредственного руководителя. Текущий контроль для аппарата
управления играет роль обратной связи;
— заключительный контроль помогает руководству организации
предотвратить ошибки в будущем при планировании работ.
|
|
В целом информация, полученная в процессе контроля, может ис-
пользоваться на этапе планирования, организации и мотивации труда
Сотрудников. Выполняя функцию контроля, т.е. сопоставляя получен-
Ные результаты с теми, которых необходимо достигнуть, менеджеры при-
Нимают соответствующие меры. Если результаты хуже ожидаемых, то
Контроль помогает выявить причины отклонений и внести необходимые
Коррективы.
Контроль непосредственно связан с функцией планирования. Стра-
тегические планы отражают изменения как внутри, так и вне организа-
Ции, и процесс контроля позволяет менеджерам удостовериться, дейст-
Вует или нет принятая стратегия. Если на предприятии постоянно
Осуществляется контроль, то ошибки можно заметить на раннем этапе
И своевременно принять необходимые меры, позволяющие справиться
С проблемой, предотвратив тем самым возможный серьезный ущерб.
Процесс контроля представляет собой замкнутый цикл, состоящий
из четырех этапов (рис. 3.4). В целях осуществления эффективного конт-
Роля устанавливают стандарты, т.е. критерии оценки работы предприя-
Тия. Они должны быть тесно связаны со стратегическими целями, иначе
Может контролироваться выполнение неверной задачи.
Чтобы контроль был эффективным, т.е. обеспечивал достижение
целей организации, он должен соответствовать следующим принципам:
— стратегической направленности, т.е. контроль должен отражать
общие приоритеты организации и поддерживать их;
— ориентированности на результаты, т.е. контроль должен способ-