Действию может соответствовать несколько результатов. Чем длиннее
срок, на который решения принимаются, тем более вероятностный харак-
Тер будет носить результат, и наоборот — чем этот срок меньше, тем он
будет более детерминированным.
По степени обязательности исполнения решения подразделяются
На директивные, рекомендательные и ориентирующие, что на практике
Зависит от целого ряда обстоятельств, например, уровня, на котором при-
Нимается решение, сроков его действия, его важности для организации.
Так, директивные решения обычно разрабатываются высшими органа-
Ми управления в стабильных условиях по поводу наиболее важных теку-
Щих и перспективных проблем организации и предназначены для обяза-
Тельного исполнения на ее низших уровнях.
Рекомендательные решения готовятся совещательными органами —
Различного рода комитетами или комиссиями. Их исполнение желатель-
Но, но не обязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, не
|
|
Подчиняются тем, кто их принимает.
Наконец, ориентирующие решения, как и директивные, предназна-
Чены для низших уровней управления, действующих в условиях значи-
Тельной свободы от центра. Ориентирующими по сути можно считать
прогнозные решения, являющиеся как бы маяком для плановых.
По функциональному назначению можно выделить организующие,
Координирующие, активизирующие, регулирующие и контролирующие
решения. Примером организующего является решение об учреждении
Акционерного общества, распределении служебных обязанностей и т.п.
Регулирующие решения чаще всего предписывают способ осуществле-
Ния в определенных ситуациях тех или иных действий и выражаются
В различного рода правилах, распорядках, графиках, нормах, нормати-
вах и пр. Координирующие решения имеют в основном оперативный
Характер, например, распределение текущей работы среди исполните-
лей. Активирующие решения имеют стимулирующий характер. Наконец,
контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных
Действий подчиненных.
По широте охвата выделяются общие и специальные решения.
Общие касаются одинаковых проблем, относящихся к самым различным
Подразделениям организации, например, времени начала и окончания
Рабочего дня, обеденных перерывов, сроках выплаты заработной платы
и т.п. Специальные решения относятся к узким проблемам, присущим