Теория и практика бизнеса выработала множество стратегических
Подходов ведения дела. Это разнообразие обусловлено конкретными
Условиями, в которых осуществляется бизнес, совокупностью внешних
И внутренних факторов, тенденциями в соответствующей отрасли, харак-
тером поставленных целей и рядом других факторов (рис. 7.1).
Все виды стратегий, встречающихся в мире бизнеса, можно объ-
единить в три группы:
— наступательная, или стратегия прорыва;
— оборонительная, или стратегия выживания;
— стратегия сокращения и смены видов бизнеса.
Рис. 7.1. Вилы деловых стратегий
Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от кон-
Кретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стра-
Тегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.
Понятно, что более привлекательной является наступательная
Стратегия, или стратегия прорыва, которая преследует цель завоевать
Определенную долю на рынке, а нередко и занять лидирующие позиции
|
|
На новом рынке или в новой отрасли. Наступательная стратегия, как пра-
Вило, основана на реализации крупных изобретений и даже открытий
Определенной инновации и предполагает предпринимательский подход.
Вариантов данной стратегии в практике мирового бизнеса достаточно
Много.
Например, специалист по вопросам бизнеса П. Друкер выделяет
четыре предпринимательские стратегии1:
1) ворваться первыми и нанести массированный удар;
2) нападать быстро и неожиданно;
3) поиск и захват «экологической ниши»;
Изменение экономических характеристик продукта, рынка или
Отрасли.
Наступательные стратегии, как правило, связаны с большими финан-
Совыми затратами и имеют высокую степень риска. Однако в случае уда-
Чи можно достичь очень высоких результатов.
Оборонительная стратегия, или стратегия выживания, предполага-
Ет сохранение фирмой имеющейся рыночной доли и удержание своих
Позиций на рынке. Подобная стратегия выбирается, если рыночная пози-
Ция фирмы удовлетворительная или у нее недостаточно средств для про-
Ведения активной наступательной стратегии; фирма опасается проводить
Наступление из-за нежелательных ответных мер сильных конкурентов
Или наказующих мер со стороны государства.
Однако такой тип стратегии довольно опасен и требует самого при-
Стального внимания со стороны проводящей ее фирмы к вопросам науч-
Но-технического прогресса и действиям фирм-конкурентов. Фирма
|
|
Может оказаться на грани краха и вынуждена будет уйти с рынка, так как
Не замеченные вовремя изобретения конкурентов приведут к снижению