Говорящего, а в ушах слушающего». Специалисты в области менеджмен-
Та говорят о том, что умение слушать является одним из главных показа-
Телей культуры человека.
Но манере слушания можно выделить три типа слушателей: внима-
Тельные, пассивные, агрессивные.
Внимательный слушатель правильно оценивает ситуацию, создает
Атмосферу доброжелательной беседы и тем самым располагает собесед-
Ника к высказываниям. Пассивный слушатель своим внешним и внут-
Ренним безучастием к разговору вызывает у собеседника апатию и по-
Буждает его к уклонению от основных идей беседы. Агрессивный
Слушатель своим поведением не только закрывает себе доступ к понима-
Нию собеседника, но и вызывает у него негативные реакции, наталкива-
Ющие последнего на ответные агрессивные действия. Во всем этом важ-
Нейшую роль играют голос, дикция, поза, жесты и т.п. Достаточно, скажем,
Ведущему беседу принять «позу наступления», как у собеседника начнут
|
|
Напрягаться мышцы и он незамедлительно почувствует внутреннее жела-
Ние быть наготове.
Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного
И дружески настроенного слушателя. В этой связи можно использовать
Несколько рекомендаций менеджеру по решению проблемы «уметь слу-
шать собеседника»:
Когда вы слушаете, делайте соответствующие пометки на бумаге
(это касается телефонных разговоров); никогда не отвечайте на теле-
фонный вызов без карандаша в руке;
Пытайтесь сводить к минимуму или вовсе исключить то, что от-
влекает ваше внимание;
Научитесь находить самый ценный материал, содержащийся в по-
лученной вами информации;
Установите, какие слова и идеи возбуждают ваши эмоции, и по-
Старайтесь нейтрализовать их действие; в состоянии сильного эмоцио-
Нального возбуждения вы невнимательны и подчас не понимаете, о чем
идет речь в беседе;
Когда вы слушаете, спросите себя: «В чем заключается цель говоря-
щего? В чем состоит моя цель как слушателя?»;
Собеседника необходимо слушать внимательно, в этот момент
нельзя обдумывать следующий вопрос (готовить контраргументы);
Сконцентрируйте внимание на сущности предмета беседы и от-
бросьте все второстепенные вопросы;
При деловой беседе нельзя выплескивать на собеседника свое
Раздражение и гнев, даже если вас что-то не устраивает в разговоре с ним.
Аргументация. С помощью аргументов можно полностью или час-
Тично изменить позицию и мнение своего собеседника. Вот некоторые
|
|
Правила, которых необходимо придерживаться для достижения эффек-
та в процессе аргументации: