тельными понятиями;
Темпы и способы аргументации следует выбирать с учетом осо-
бенностей характера собеседника;
Аргументация должна быть корректной по отношению к собесед-
нику;
Следует избегать неделовых выражений и формулировок, за-
Трудняющих восприятие сказанного.
Таким образом, основными элементами логики проведения деловой
беседы являются:
Дебют, куда входят: продумывание эффекта первых фраз; на-
Лаживание, точное установление эмоционального контакта с собеседни-
Ком; формирование визуального образа и манеры говорить, умение слу-
Шать во время беседы; продумывание и соблюдение риторических
Приемов «правильных дебютов»; проявление доверия и симпатии, ясное
Изложение сути проблемы, соблюдение временного режима обмена ин-
Формацией.
Основная стадия — продуманный выброс аргументации; умение
Слушать других; наблюдение за эмоциональной стороной и реакцией оп-
Понента; намеченные стимуляторы проведения беседы (например, уточня-
|
|
Ющие: «Правильно ли я понял вас?..» и т.п.); недопущение никаких им-
Перативов, раздражений, небрежных манер, назиданий; лояльность
Мимики и жестов, демонстрирующая готовность к совместной работе.
Завершающая стадия. Искусство общения проверяется при под-
Ведении итогов. В процессе анализа беседы следует внимательнейшим
Образом оценить отношение собеседника к тем событиям, людям и фактам,
По поводу которых собственно и состоялась беседа. При этом анализе
могут выявиться еще не решенные задачи и определиться планы на
Будущее.
Принятие решения — это заключительный элемент процесса обще-
Ния: подводятся общие и частные итоги беседы; оговаривается получен-
ный результат; конкретизируются вопросы для последующего делового
Общения.
Подводя итог, следует сказать, что деловое общение базируется на
Знании и навыках, которые постоянно совершенствуются в процессе всей
Трудовой деятельности менеджера. Однако руководитель не должен не-
Дооценивать и межличностное общение, без которого невозможно эф-
Фективное управление персоналом и всей организацией в целом.
Контрольные вопросы
Какова роль делового общения в работе менеджера?
В чем состоит коммуникативная сторона общения?
Каково содержание интерактивной стороны общения?
Что означает перцептивная сторона общения?
Что такое вербальное и невербальное общение?
Назовите основные формы делового общения.
|
|
Назовите слагаемые организации общения.
В чем состоит подготовка к общению?
Каковы особенности процесса непосредственного общения?