РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
УПРАВЛЕНИЯ
Понятие результативности и эффективности
Управления
В условиях глубоких качественных преобразований экономики и
Всей системы общественных отношений проблема эффективности менед-
Жмента приобретает особую актуальность и остроту. Оценка эффектив-
Ности управления имеет первоочередное значение для многих аспектов
Менеджмента, поскольку с ее помощью определяется правильность, обо-
Снованность, действенность работы руководителя.
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в ре-
Зультате получения организацией экономической свободы и полной от-
Ветственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управле-
Ния дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).
Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов
Для управления, но и то, насколько управление дает стратегические пре-
|
|
Имущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность,
Поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях кон-
Куренции объективный ход развития управления экономикой обуслов-
Ливает потребность оценки организации, функционирования и разви-
Тия менеджмента с позиций его результативности и эффективности.
Рассмотрим исходные понятия результативности и эффективно-
Сти деятельности управления. Видный теоретик современности в обла-
Сти управления Питер Друкер различал понятия результативности и эф-
Фективности в деятельности организаций, действующих в сфере бизнеса,
Определяя менеджмент как вид профессиональной деятельности, а менед-
Жера — как специальную профессию. Он также разработал концепцию
Управления по целям.
Друкер утверждал, что результативность деятельности организа-
Ции является следствием того, что «делаются нужные, правильные
Вещи», т.е. удовлетворяющие потребности и интересы покупателей, ре-
Ализуемые (имеющие спрос) на рынке. Эффективность же деятельности
Организации является следствием того, что «правильно создаются эти
Самые вещи», т.е. с применением прогрессивных технологических про-
Цессов, с соблюдением соответствующих требований, что обуславлива-
Ет необходимое качество и стоимость выпускаемой продукции, обеспечи-
Вая ее конкурентоспособность на рынке. Например, Рональд Макдоналд
Определил способ приготовления популярного продукта питания — гам-
Бургеров так, чтобы обеспечить их невысокую себестоимость и устойчи-