Процесс решения включает три основные фазы: подготовку, принятие и
организацию выполнения. Каждая из этих фаз подразделяется на определенные
этапы.
Фаза подготовки управленческого решения подразделяется на
следующие этапы: уяснение проблемs, анализ исходной ситуации, постановка
задачи, разработка вариантов решения.
На этапе уяснения проблемы нео6ходимо четко представить желаемую
ситуацию и трудности, которые связаны с ее достижением. При этом важно ясно
определить, что можно сделать для решения проблемы внутри системы и что и в
какой степени зависит от окружающей среды.
Следующий этап предполагает анализ исходной ситуации. На этом этапе
анализируют потенциал организации и состояние окружающей среды на момент
принятия решения с точки зрения возможности достижения поставленной цели или
получения желаемого результата.
Постановка задачи— это этап, в ходе которого конечную цель подразделяют
на этапы ее достижения, а на каждом этапе намечают конкретные задачи, увязанные
с конечной целью. При этом особенно важно, чтобы задачи имели количественную
определенность и определенную последовательность решения.
Разработка вариантов решения — заключительный этап фазы подготовки
управленческого решения. Основное содержание этого этапа заключается в
предложении различных вариантов решения поставленных задач. К разработке
вариантов решения привлекают специалистов. Количество предлагаемых вариантов
может быть различным, но каждый вариант должен содержать четкую формулировку
задачи, основные этапы ее решения по времени и данные о необходимых ресурсах
{материальных, трудовых, финансовых), а также возможные последствия
осуществления данного варианта.
Фаза принятия решения включает анализ предлагаемых вариантов и
выбор оптимального варианта.
Анализ предлагаемых вариантов решения осуществляется обычно
руководителем совместно со специалистами и предполагает: во-первых, выбор
критериев для сравнения вариантов и расчет эффекта от реализации каждого
варианта и, во-вторых, сопоставление принятых критериальных показателей с
аналогичными показателями по каждому варианту.
Выбор оптимального варианта осуществляется обычно руководителем по
результатам анализа предложенных вариантов. Оптимальный вариант —это наилучший
вариант в данных условиях по заданному критерию. Однако на характике любой из
вариантов может иметь не одну, а несколько целей, каждой из которых
соответствуют свои критерии оптимальности.
Обязательным условием выбора варианта решения является комплексный учет его
возможных положительных и отрицательных последствий.
Выбор оптимального варианта решения утверждает руководитель. Решение
формулируется и документально оформляется, фиксируется (т. е. подписывается)
руководителем, после чего задания доводятся до непосредственных
исполнителей, т. е. осуществляется организация исполнения.
Заключительная фаза принятия управленческого решения _ организация
выполнения. Эта фаза включает доведение заданий до исполнителей, формирование
и исполнение организационного плана и организацию контроля.
Доведение заданий до исполнителей предполагает, что смысл принятого
решения должен быть разъяснен всем исполнителям и перед каждым из них должны
быть поставлены конкретные задачи и определены их права, обязанности и функции
в исполнении решения.
Этап формирования организационного плана предусматривает четкое
определение объема работ по каждой задаче и определение приоритетов, ресурсов и
сроков выполнения заданий каждым исполнителем.
Организация контроля за исполнением решения — заключительный этап
исполнения решения, который включает текущий и заключительный контроль. Текущий
контроль осуществляется на протяжении всей работы по исполнению решения, а
заключительный проводится по результатам исполнения и позволяет, с одной
стороны, соизмерять цели и результаты, а с другой — осуществлять
вознаграждения по результатам исполнения.
Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений
подразделяется на ряд операций и процедур.
Операция — это законченное действие.
Процедура - набор операций, направленных на решение
каких-либо управленческих задач.
Процедура подготовки, принятия и организации выполнения управленческого
решения может быть представлена так:
Последовательность и характер операции | Исполнитель |
Постановка задачи Уяснение задач Сбор и обработка необходимой информации, изучение и оценка ситуации Выработка вариантов решения Анализ, обсуждение и оценка вариантов решения Выбор окончательного варианта решения Формулировка решения Документальное оформление решения фиксация решения (подпись документа) Доведение заданий до исполнителей формирование и реализация организационного плана Организация контроля | Вышестоящий руководитель (орган управления), трудовой коллектив Нижестоящий руководитель (руководитель) Руководитель (в необходимых случаях с привлечением специалистов) Специалисты Руководитель и специалисты Руководитель Руководитель (с участием специалистов) Технические исполнители Руководитель или лицо, им уполномоченное Руководитель или лицо, им уполномоченное Все работники аппарата управления организации Руководитель или уполномоченные им лица |
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих
решений принимают участие все категории работников аппарата управления:
руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их
участия в этом процессе различна. На долю руководителя выпадают наиболее
сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует
специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию,
рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает
окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет
ответственность за принятое решение и выполненные действия.
Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они
разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в
необходимых случаях принимают участие в формировании и реализации
организационного плана и контроля.
Технические исполнители выполняют в основном технические операции и
процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют
в процессе организации контроля.