Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации их
исполнения необходима информация.
Информация — это совокупность различных сообщений об изменениях в
системе управления и окружающей ее среды.
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между
субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджмента представляет собой совокупность
сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия
и реализации управленческих решений.
Информация, используемая в процессе управления торговлей, может быть
классифицирована по различным признакам.
По содержанию различают торгово-оперативную, бюджетно-статистическую,
нормативную, организационную, социальную и научно-техническую.
Торгово-оперативная информация характеризует выполнение основных
хозяйственных функций торговой организацией (закупку товаров, состояние
товарных запасов, объем продажи товаров и т. п.).
Бюджетно-статистическая информация отражает сведения о потреблении
определенных товаров отдельными группами населения и др. Такая информация
представляет интерес для прогнозирования и оценки деятельности отрасли на
макроуровне.
Нормативная информация включает научно обоснованные нормы и нормативы,
отражающие различные процессы, происходящие в торговле.
Организационная информация необходима для организации управления
товародвижением и товароснабжения, для организации торгово-технологического
процесса, а также хозяйственного обслуживания и работы аппарата управления
торговой организации. К этой информации можно отнести графики завоза товаров и
представления заявок, схемы размещения товаров и движения покупательских
потоков, графики ремонта торговых помещений, планы проведения совещаний и т.
п.
Социальная информация образуется в процессе социологических
исследований, а также в оперативной кадровой работе. Она включает данные,
содержащие социальную характеристику трудового коллектива торговой
организации.
Научно-техническая информация представляет собой совокупность
данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы,
чертежи и технические характеристики торгового оборудования,
планировки торговых залов и складских площадей и т. п.
По месту образования и направлению информационных потоков принято различать
входящую, исходящую и внутреннюю информацию.
Входящая информация охватывает сведения, поступающие в торговую
организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в торговую
организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления,
Исходящая информация —это информация, поступающая от торговой
организации. Например, реклама, заявки на поставку товаров.
Внутренняя информация образуется в данной торговой организации и
используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы
регистрации, карточки учета товаров и др.
По степени преобразования различают первичную и производную информацию.
Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.
Производная информация — это информация, полученная путем переработки
первичной информации.
По времени хранения информацию подразделяют на хранящуюся определенный срок
и хранящуюся постоянно.
По степени использования выделяют информацию однократного и многократного
использования.
Основным носителем информации является документ, т. е.
материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный
в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим
законодательством правовое значение.
Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания
или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.
Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по
различным признакам.
В зависимости от авторства различают служебные и личные документы.
Служебные документы составляются от имени различных предприятий,
организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть
заявки и письма торговых организаций предприятиям промышленности. Авторами
личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода
документам можно отнести заявление о приеме на работу, расписку, доверенность
и т. п.
По сложности различают простые и сложные документы.
Простые документы затрагивают, как правило, один вопрос, а сложные
содержат вопросы, касающиеся различных служб, должностных лиц и подразделений.
По степени типизации документы могут быть типовыми и индивидуальными.
Типовые документы обычно составляют по определенной схеме (например,
договоры, уставы, протоколы и т. п.).
Индивидуальные документы составляют по произвольной форме, они отражают
исключительные ситуации (или явления).
В зависимости от подлинности выделяют подлинные документы и копии
(дубликаты, выписки и т. п.).
Все виды работ по оформлению, написанию и обработке документов охватывает
делопроизводство — специальный раздел управления.
Документооборот в торговой организации осуществляется обычно по определенной
схеме.
Поступающую документацию регистрируют в специальных журналах или на
карточках. Часть почты не регистрируют, а направляют в соответствующие
подразделения организации.
Наиболее важные документы представляют для ознакомления руководителю
организации или его заместителям, которым делегированы полномочия,
необходимые для решения соответствующих вопросов.
Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях,
которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. При
этом ответственным за исполнение документа считается лицо, указанное в
резолюции первым.
Документ с резолюцией руководителя направляют для исполнения в
соответствующее подразделение организации для подготовки ответа или
внутреннего документа.
Для особо важных документов по указанию руководителя вводится особый учет и
контроль. Такой контроль осуществляется обычно секретарем (референтом) или
канцелярией в специальных картотеках (на особых карточках).
Оборот исходящей информации осуществляется! обычно по следующей схеме.
Составляют проект документа, который последовательно согласовывают, визируют,
подписывают, регистрируют и отправляют. При этом важно проверить
отправляемый документ с точки зрения внешнего оформления (адрес, номер, дата
и т, п.), наличия указанных в документе приложений, виз, подписи
руководителя, печати. А на остающихся в организации копиях отправляемых
документов должны быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность подписи.
Подписанные и оформленные соответствующим образом исходящие документы
передают в секретариат (или экспедицию) для отправки по почте (или с
курьером), а копии документов хранят в специальных делах в секретариате (или
в подразделениях фирмы, которые готовили этот документ). Дела для хранения
документов формируются по определенной системе, которая зависит от
содержания документов, сроков их хранения и объема документооборота.
Выводы
Центральное место в процессе управления принадлежит управленческому решению,
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это результат
управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает
эффективность функционирования предприятия. Решения, принимаемые в процессе
управления, классифицируют по различным признакам: уровню управления;
масштабу воздействия; содержанию; характеру; форме подготовки и принятия;
частоте повторяемости и в зависимости от полноты и достоверности информации.
К управленческим решениям предъявляется ряд общих требований, важнейшими из
которых являются минимум корректировок, сбалансированность прав и
обязанностей менеджера, принимающего решение, единство распорядительства,
согласованность, обоснованность, конкретность, полномочность,
своевременности
Процесс подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений
подразделяется на три фазы, каждая из которых в свою очередь включает
определенные этапы. Так, фаза подготовки управленческого решения состоит из
следующих этапов: уяснение проблемы, анализ исходной ситуации, постановка
задачи, разработка, вариантов решения. Фаза принятия управленческого решения
подразумевает два этапа: анализ предлагаемых вариантов и выбор
оптимального " варианта. Заключительная
фаза — организация выполнения управленческих решений охватывает такие
элементы, как доведение заданий до исполнителей, формирование и исполнение
организационного плана, контроль исполнения.
В целях оптимизации управленческих решений используются методы
математического моделирования, метод экспертных оценок, мозгового штурма
(мозговая атака), теория игр.
Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений требуют
информационного обеспечения. Информация — это совокупность сообщений об
изменениях в системе управления и окружающей ее среде. Информация,
используемая в процессе управления торговлей, классифицируется по различным
признакам. В частности, различают информацию: торгово-оперативную; входящую,
исходящую и внутреннюю; первичную и производную; хранящуюся определенный срок
и хранящуюся постоянно; однократного и многократного использования,
Основным носителем информации является документ. Все виды работ по
оформлению, написанию и обработке документов охватывает делопроизводство —
специальный раздел управления.
Список используемой литературы:
1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием. – М.: Ассоциация авторов
и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416с.
2. Бланк И.А. Торговый менеджмент. – 2-е изд., перераб. и доп. – К.:
Эльга, Ника-Центр,2004. – 784с.
3. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле: Учеб. для сред. спец.
учеб. Зав. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ОАО «Издательство «Экономика»,
1998. – 238с.
4. Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. – СПб.: Питер, 2003. –
528с.: ил. – (Серия «Теория и практика менеджмента»).
Авторитет (от лат. «auctoritas» — власть, влияние) — влияние индивидуума, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т.д.; признание за индивидуумом права на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности. В первом значении понятие «авторитет» в социальной психологии нередко соотносится с представленной властью. Во втором значении оно может и не совпадать с отождествлением власти, им может пользоваться индивидуум, не наделенный соответствующими полномочиями, но являющийся своего рода нравственным эталоном и в силу этого обладающий высокой степенью референтности для окружающих. Референтность (от лат. referens — сообщающий) — отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
В общем смысле власть — это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия. Власть есть право, которым обладает человек вследствие того служебного положения, которое он занимает в организационной структуре. Власть, если ее рассматривать с этой точки зрения, имеет межличностный характер и не имеет ничего общего с конкретным человеком, занимающим его положение. Напротив, авторитет в большей степени персонифицирован и имеет отношение к умению человека добиваться выполнения задач путем оказания влияния на других людей. Таким образом, авторитет — это прямой результат воздействия личности человека.
Лидер (от англ, «leader» — ведущий) — член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Рассмотрим более подробно понятия «власть», «авторитет» и «лидерство».
Власть руководителя может принимать разнообразные формы. Так, по классификации Френча и Рейвена она имеет пять основных форм.
Эти основы власти являются инструментом, с помощью которого менеджер может заставить подчиненных выполнить работу, но и они же служат средствами, которые могут быть использованы неформальным лидером, обладающим авторитетом, чтобы помешать достижению целей организации.
В американском менеджменте различные формы власти в хозяйственных корпорациях рассматриваются в более широком контексте — это власть принуждения, наказания, вознаграждения, закона, примера, знания, авторитета и личного обаяния. С некоторой долей условности принято считать, что первые четыре формы власти закреплены в системе за формальным, или официальным, руководителем, а четыре остальные — за неформальным лидером коллектива.
Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать свою собственную власть. Поэтому следует поддерживать разумный баланс власти, которой должно быть достаточно для достижения целей организации, но которая не должна вызывать у подчиненных отрицательных реакций.
Способы влияния на подчиненных могут быть эмоциональными (заражение, подражание) и рассудочными (внушение, убеждение, просьбы, угрозы, подкупы, приказ). Важнейшим фактором личного влияния является авторитет.
Авторитет — это заслуженное доверие, которым руководитель пользуется у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет руководителя, связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус), и реальный, заключающийся в фактическом влиянии, реальном доверии и уважении (субъективный статус).
Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них.
Забота об авторитете руководителя — не только его личное дело, но и высшего руководства, и руководителя одного уровня, и особенно подчиненных, которые призваны его укреплять, оберегать и повышать. Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление, повышающий его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им, не сковывал инициативу подчиненных. Искусственные приемы формирования авторитета не приводят к успеху, в результате появляется мнимый, или ложный, авторитет (псевдоавторитет).
Правильное формирование и укрепление авторитета менеджера способствует и управлению конфликтами и стрессами.
Лидером обычно считают человека, высокая степень значимости которого признается большинством членов группы при решении их общей задачи. Феномен лидерства возникает в проблемных ситуациях, с которыми сталкивается группа в своей деятельности [7, с. 86—94].
10)Основные функции, которые выполняют лидеры в процессе регулирования поведения группы: установка и поддержание норм ее поведения и мотивирование последнего в соответствии с установленными нормами.
Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, получил название неформального лидерства. Такой характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и питающих ее источников. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Соотношение понятий «лидер» и «менеджер»
Природа лидерства может быть понята лучше, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и питающие ее источники. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь».
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, так как лидерству в значительной степени свойственна неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером.
Лидер и менеджер отличаются по многим позициям. Эффективный менеджер не обязательно является эффективным лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.