Вопрос 6 Экономическая политика

Политическое сознание - одна из основных форм общественного сознания. Она возникает с появлением государства и политической организации общества. Политические идеи древних мыслителей Платона, Аристотеля и других обосновали необходимость для общества государственных образований и систему норм поведения людей в политическом пространстве. В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики. Оно представляет собой совокупность рациональных, ценностных, нормативных, с одной стороны, и подсознательных, иррациональных, аффективных элементов, - с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам и власти, участию в управлении и т.д.

Содержание политического сознания проявляется в форме политической деятельности, оно органически вплетено в политическую структуру и представляет реальное звено ее функционирования. Содержание политического сознания слагается из совокупности чувственных и абстрактных образов существующей или желаемой системы политических отношений и власти, а также оценочных представлений и суждений о политической реальности. Существенная черта политического сознания - его конкретно-исторический характер. В политических умонастроениях обобщаются в первую очередь представления и ценности властвующих в обществе групп. Немаловажная особенность политического сознания - в его динамичности, изменчивости, что связано со спецификой политического бытия.

Таким образом, политическое сознание позволяет различным группам людей и всему сообществу в целом осознать свои частные интересы и попытаться их совместить с интересами других групп в политической структуре. Политическое сознание выражает интересы, которые возникают в реальной жизни. Оно позволяет сформулировать ценности, на которые ориентируются люди, пытаясь реализовать свои интересы. В пределах политического сознания создаются нормы, которые определяют условия социополитического взаимодействия людей. Политическое сознание - системное образование, имеющее различные уровни:

1) государственный уровень, на котором осуществляются выработка и обоснование официальной политики. 'Государственное" сознание регулирует политические отношения различными законопроектами, программами, конституцией и т.д. На данном уровне политического сознания наиболее последовательно защищаются существующие политические порядки и принципы управления;

2) теоретический - представлен различного рода концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политический характер.

3) эмпирический уровень - базируется на непосредственной практике, участии в политическом процессе различных социальных общностей. Данный уровень отражает политическую действительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, представлений;

4) обыденный уровень - характеризует совокупность возникающих непосредственно из будничной жизни идей, взглядов общественного класса, социального слоя или группы людей. Данному уровню присущи ярко выраженные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменения политической ситуации.

Политическое сознание выступает в различных формах:

· Специализированное политическое сознание - это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме - выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы и др. определенных ориентации и установок. Носители специализированного сознания - прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

· Массовое политическое сознание выражает опосредованно уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание весьма динамично. Оно испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое.


Функции политического сознания:

1) когнитивная - потребность в познании человеком различных сторон мира политики;
2) идеологическая - необходимость в сплочении политических партий, наций и государств, в сохранении завоеванных властных позиций;
3) коммуникативная - обеспечение взаимодействия субъектов политики с институтами власти;

4) прогностическая - способность индивидов и групп к формулированию целей, перспективной оценке направлений развития политических процессов;
5 ) воспитательная - возможность влиять на политическое поведение в соответствии с определенными целями, идеалами.

Особое место в политическом сознании занимает идеология. Будучи системой верований, убеждений и взглядов, она отражает общественно-политическую реальность через призму интересов больших социальных групп, прежде всего классов. В содержание идеологии вписываются элементы знания о действительности. Вместе с тем идеология - ценностная система, выражающая отношение к существующим общественным порядкам, обосновывающая политические идеалы, принципы, нормы, цели, образцы поведения.
Современные типы идеологии:

· либерализм;

· консерватизм;

· марксизм;

· социал-демократизм.

7) Место экономической политики в общей системе политических отношений

Государственное регулирование, обеспечивающее реализацию экономических функций государства, осуществляется посредством проведения экономической политики.

Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой. В обществе существует несколько субъектов экономической политики Значимое место в формировании экономической политики отводится субъектам исполнения и влияния: общественным и политическим объединениям, средствам массовой информации, видным политическим деятелям. Влияние на экономическую политику оказывает также каждая личность (в роли потребителя и избирателя). Очевидно, что роли субъектов экономической политики тесно переплетены и взаимосвязаны. Сложная система субъектов экономической политики определяет три принципиальных положения ее формирования:

 Экономическая политика всегда испытывает на себе определяющее воздействие двух факторов: постоянно меняющейся хозяйственной ситуации и уровня экономического мышления.

 Эффект экономической политики выше в том случае, когда она связана с реалиями данной страны: учтены политический расклад сил, производственно-технический потенциал, состояние социальной структуры, институциональный порядок общегосударственного и местного управления и т. д.

 Экономическая политика является решающим средством поддержания политического курса страны.

На том или ином этапе экономического развития страны целями экономической политики могут быть:Обеспечение стабильного роста национальной экономики;

Поддержание эффективного размера занятости;Стабилизация уровня цен, борьба с инфляцией;Обеспечение сбалансированного внешнеторгового баланса.

8)Роль политологического образования в подготовке специалиста экономического вуза

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и другие разновидности (виды) политики. Активная роль политики в отношении общества в целом и его экономических структур проявляется прежде всего в осуществлении ее функций управления общими делами государства, обеспечения приоритетов социально-экономического развития, стабильности общественной и экономической систем; укрепления законности и правопорядка. Ограниченная экономическими возможностями и пределами, политика одновременно «курирует» социальную сферу, от развития которой зависит жизненный уровень населения, состояние просвещения, здравоохранения, трудовых отношений, жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения и др. Степень социальной защищенности населения определяется не только общим уровнем развития экономики, рыночного хозяйства (известных пяти рынков: товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации), но и масштабами демократизации и гуманизации политической власти, государства. Для нормального экономического развития имеет большое значение способность политики обеспечивать в обществе нелегитимное представительство различных групп и их интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов, недопущение политических конфликтов в результате использования таких средств, как переговоры, уступки, компромиссы. В области духовного и коммуникативного развития политики и экономики обнаруживают общие моменты в мыслительной деятельности (экономическое, политическое мышление), культуре (экономическая, политическая культура), информации (информационное общество). Политика и экономика соотносятся как в национально-государственных, так и в региональных (субрегиональных) и международных (глобальных) рамках, что находит свое выражение в таких явлениях, как мировая политика, интеграция, экологическая политика, научно-техническая революция.

9. Периодизация истории развития политической мысли.
Выделяют пять основных этапов, каждый из которых характеризуется своими особенностями.

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия). Политическая мысль тогда не выделялась в самостоятельную область знания, она выражалась в мифологической форме. Господствовало понимание божественного происхождения происхождения власти.Мыслители: Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Мо-цзы, Шан Ян, Шень Бу-хай.

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. Представители: Гомер, Пифагор, Гераклит, Демокрит, Протагор, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон. Постепенное освобождение политических взглядов от мифов и обособление их как относительно самостоятельной части политической философии. Происходит анализ устройства государства, классификация его форм, определяются наилучшие, идеальные формы государственного правления. Особенно значительный вклад в развитие политической мысли внесли тогда древнегреческие мыслители Платон (427—347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.). Аристотель вводит в оборот само понятие «политика», назвав ее главной из всех наук и искусств, поскольку считал целью политики достижение блага для всех — в отличие от экономики, имеющей целью достижение выгоды для каждого, выдвигает идею разделения политической власти на три ветви.

Третий этап— в условиях Средневековья — политическая мысль развивается усилиями религиозных деятелей и мыслителей. В раннем Средневековье широко был известен Августин Блаженный Аврелий (354—430). Будучи епископом в Северной Африке (с 396 г.), он в течение десятилетий руководил идейной борьбой истинных христиан с еретиками христианского учения. Основные положения концепции своего учения он изложил в обширном труде под названием «О граде Божием». Главным из них является божественная предопределенность всего сущего, происходящего на Земле, фатализм. Августин выдвинул и обосновал идеи всемирного господства христианства, подчинения ему государства, светских начал, в том числе науки. Учение Августина Блаженного имело огромное значение в обосновании первенствующей власти Церкви на протяжении целого ряда столетий.

Трудно переоценить вклад в обоснование теологической теории политической власти, который внес Фома Аквинский (1225—1274). Его по праву считают основоположником одного из ведущих религиозных течений в Христианстве — католицизма.

В эпоху Возрождения и Просвещения наступил четвертый этап в истории политической мысли. Тогда был сделан мощный рывок в развитии гуманистических принципов в политической теории, в освобождении ее от теологии. Начался активный анализ проблем прав и свобод человека, государственных законов, демократического устройства общественной жизни, возникновения и функционирования политических институтов. Первым наиболее сокрушительный удар по теологии нанес выдающийся итальянский мыслитель Николо Макиавелли (1469—1527). В своих работах («Государь» и др.) он резко выступил против религиозных представлений о политике, решительно отбросил их, заменив идеей объективной исторической необходимости, которую назвал «фортуной»(судьбой). По его мнению, судьба предопределяет первую половину жизни и действий человека, а второй ее половиной управляет сам человек, т.е. судьба и личная энергия человека, его способности и знания являются движущими силами политики.

В произведениях Т. Гоббса (1588—1679) — «Философское начало учения о гражданине», «Левиафан», Дж. Локка (1632—1704) — «Два трактата о государственном правлении», трудах Ш. Монтескье (1689—1755) — «Об общественном договоре» в условиях Нового времени, возникла либеральная политическая доктрина, было дано обоснование необходимости разделения политической власти на три ветви, защиты прав и свобод человека, теоретических основ правового государства и гражданского общества.

Политические идеи Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо (1712—1778) оказали решающее влияние на формирование мировоззрения и практическую деятельность Т. Джефферсона (1743—1826) — выдающегося теоретика американской демократии, одного из главных разработчиков Декларации Независимости США (1776), третьего президента США. Затем эти идеи получили конкретное отражение в Конституции США (1787) и особенно в «Декларации прав человека и гражданина», принятой в августе 1789 г. Национальным (Учредительным) собранием Франции в результате победы Великой французской революции. Все 17 статей данного документа проникнуты идеей естественных прав человека, т.е. не даруемых обществом, а вытекающих из его неизменной природы и разума. Декларация получила силу закона и в сентябре 1791 г. полностью вошла в текст Конституции Франции, принятой Учредительным собранием. Затем началось шествие ее основополагающих принципов по всему миру

Важное значение для развития политической науки имели такие крупные труды немецких мыслителей, как «Метафизические начала учения о праве» И. Канта (1724—1804) и «Философия права» — В.Ф. Гегеля (1770—1831). К заслугам И. Канта нужно отнести прежде всего то, что он впервые дал идейно-теоретическое обоснование положений Д. Локка (1632—1704) о правовом государстве, считая, что именно в таком государстве все граждане должны иметь одинаковые права в исполнении законов, в том числе путем принуждения и властвующих относительно управляемых, и управляемых относительно властвующих. Гегель, в свою очередь, установил органическую связь социально-экономической и политической сфер государства с гражданским обществом. Последнее, по его мнению, возникает только в конкретно-исторической ситуации, в условиях формирования буржуазных отношений, резкого обострения имущественного неравенства между людьми. В этой же связи Гегель выступал за абсолютиз­ацию политической власти.

XIX в. и начало XX в. — пятый этап. Сформировавшись как политическая доктрина, либерализм получает практическое воплощение сначала в основании Либеральной партии Великобритании (1832 г.) — первой и самой массовой политической партии буржуазии, а затем в создании аналогичных партий в других странах. Параллельно с этим растет организованность рабочего движения, где на основе марксистского учения возникли свои политические партии — Союз коммунистов (1847—1852 гг.), СДПГ (с 1869 г.), национальные секции I Интернационала (1864—1889 гг.) и II Интернационала (1889—1914 гг.). Весьма показательным для того времени было и появление идей сверхчеловека Ф. Ницше (1844—1900), теории насилия и расистских воззрений Л. Гумпловича (1838—-1904), анархистских и анархо-синдикалистских идей политического переустройства общества. Одновременно это был период зарождения оригинальных концепций, не потерявших своей актуальности в наши дни. Выдающийся немецкий мыслитель М. Вебер (1864—1920) в работе «Политика как призвание и профессия» впервые, например, выдвинул и обосновал и ныне применяемые в политологии три типа политического господства и лидерства: традиционный, рациональный и харизматический.

10. Политическая власть. Источники политической власти.
Политическая власть
— есть реальная способность класса, социальной группы, индивида проводить свою волю в общественной жизни, опираясь на систему учреждений, политический отношений и идей; это способность в сфере политики контролировать или изменять поведение человека в направлении, желаемом для субъекта, обладающего властью.

В современном обществе задачи власти:

1. поддержание общественного порядка и стабильности

2. выявление ограничений и разрешение конфликтов

3. достижение общественного согласия

4. применение насилия и принуждения во имя сохранения стабильности общества

5. управление делами общества и т.д.

Ядром политической власти является государственная власть. При появлении аппарата гос. служащих, принудительных учреждений появляется государственная власть. Полит. власть более широкое понятие чем государственная.

Черты гос. власти:

1. Наличие особого аппарата гос. служащих

2. Право издавать законы и распоряжения, обязательные для всего наеления

3. Возможность обращаться к средствам организованного и правового принуждения, монополия на принуждение членов общества к выполнению своих обязанностей.

Власть возникла как потребность общества в саморегуляции, сохранении своей целостности и стабильности при наличии разнонаправленных интересов групп и общностей людей. Естественноисторический характер власти проявляется в её преемственности; власть никогда не исчезает; власть постоянно видоизменяется, развивается во времени, то есть она динамична, но содержание и формы власти связаны с этапом развития цивилизации.

К основным формам власти относятся:

господство, руководство, управление, реализация, контроль

Макс Вебер выделил 3 типа господства:

1. традиционное, как отношение слуги и господина, правителя и подданного

2. харизматическое — вера в исключительные качества лидера, ожидание от его деятельности определенных успехов, свершений

3. легитимное — господство права, закона перед которыми равны и простые граждане и власть имущие

Если власть опирается только на принуждение, то возможности её достаточно ограничены. Властные отношения основыв. на взаимосвязи принуждения и согласия.

Авторитет власти, степень доверия в глазах народа обозначается понятием легитимность. Экономическое господство социальной группы закономерно ведет к её политическому господству. Но это обстоятельство не обеспечивает автоматический доступ к власти конкретным лицам.

Власть произрастает из субъективных различий людей, объективной неоднородности, их положения в обществе, следовательно и источники власти разнообразны.

Источники власти:

1. физ.сила — изначально она являлась основанием власти. Опирается на страх как факт достижения желаемого поведения

2. богатство

3. знания

4. занимаемое положение — принадлежность к привилегированному сословию является гарантом власти

5. организация — позволяет людям, её составляющим, ставить перед собой и осуществлять такие цели, которые не могут быть достигнуты никем из них порознь.

Билет 11. Легальность и легитимность политической власти.

На основании учения М. Вебера о легитимных типах господства можно дать следующее определение легитимности власти.

Положение, при котором люди считают себя должными подчиняться, а власть считают имеющей право приказывать, называется легитимностью власти.

Другими словами, легитимность власти – это

а) признание власти населением;

б) принятие власти как правомерной и справедливой;

в) наличие у власти авторитета в глазах населения.

Термин «легитимность» иногда переводят с французского как «законность» власти. Это неверно. Для определения законности власти во французском языке сеть другой термин – легальность власти.

Легальность власти означает, что

а) власть имеет законное происхождение;

б) власть осуществляется посредством закона (а не путем произвола, насилия и т.п.);

в) власть сама подчиняется закону.

Отсюда видно, что легитимность и легальность власти – это близкие, но не тождественные понятия.

Легитимность – это этическая, оценочная характеристика власти (существующая власть является хорошей или плохой, справедливой или несправедливой, честной или нечестной и т.п.).

Легальность же – это юридическая и потому этически нейтральная характеристика власти.

Различие двух указанных характеристик власти выражается также в том, что легальная власть может на определенном этапе стать нелегитимной в глазах населения. В этой связи в западной политологии разработан такой показатель, как порог легитимности власти. Он определяется по результатам социологических опросов и составляет 30% населения. Это означает, что если по результатам социологических опросов больше 30% населения выражает доверие существующей власти, она считается легитимной; если же по результатам социологических опросов доверие существующей власти выражает меньше 30% населения, она считается нелегитимной. Поскольку общественное мнение в странах западной демократии рассматривается как один из политических институтов общества, то политик с рейтингом меньше 30%, как правило, уходит в отставку. Претенденты на должность президента США накануне выборов имеют рейтинг, значительно превышающий 50% (порядка 60-70%) и постоянно следят за тем, чтобы в течение их президентства он оставался достаточно высоким, т.е. не опускался ниже отметки в 50%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: