} Игра как терапия (З.Фрейд)
} В своей работе Фрейд описал игру, как детский механизм повторяющейся разработки ранее пережитого травматического события в попытке исправить или преодолеть это событие таким образом, чтобы новый исход удовлетворил ребенка.
} Игра выступает как естественное терапевтическое средство против возможных неврозов, которыми чревато детство. Чем больше ребенок играет, тем меньше у него шансов превратиться в травматического невротика.
} Игра как репетиция
} В 1972 Джером Сеймур Брунер (Bruner) установил, что одна из основных функций детских игр – это репетиция действий из различных сценариев реальной жизни в безопасной, безрисковой обстановке, чтобы, когда ребенок столкнется со сложной ситуацией в будущем, последняя не превратилась бы для него в чрезмерный стресс.
} Игра как подготовка
} Джон Дьюи (John Dewey) был видным теоретиком в ранних 1900-х. Согласно Дьюи, игра – это подсознательная активность, помогающая индивидууму развиться одновременно умственно и социально. Ее необходимо отделять от работы, т. к. игра помогает ребенку вырасти, войти во взрослый мир работающих, серьезных людей.
} Игра как сенсорное обучение
} Мария Монтессори (Maria Montessori), итальянский педагог-теоретик из ранних 1900-х, выдвинула постулат, что «игра – это детская работа».
} Согласно методике Монтессори: образовывать детей легче всего, если они тратят и свое игровое время одновременно чему-то обучаясь или развивая воображение.
} !!! Л.С. Выготский. Игра создает зону ближайшего развития. В игре ребенок выше своего возраста, он «как бы на голову выше самого себя. - Действие в воображаемом поле... создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов - все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития».
} Как показал Д.Б. Эльконин, игра – это историческое образование, и она возникает тогда, когда ребенок не может принять участие в системе общественного труда, поскольку для этого он еще мал. Но ему хочется войти во взрослую жизнь, поэтому он это делает через игру, немного соприкасаясь с этой жизнью.
Сущность игрового перевоплощения: ребенок берет на себя роль другого человека, создает игровую ситуацию путем присвоение новых значений предметам и моделирует отношения между людьми. Эльконин: роль + замещение.
!!! В игре:
} Дети познают свойства предметов и действия с ними, и отношения между людьми;
} формируются и развиваются отдельные психические процессы, изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру,
} развивается мотивационно-потребностная сфера, развивается произвольность психических функций,
} Развивается способность к сопереживанию
} и формируются коллективистские качества,
} удовлетворяется потребность в признании (статусная роль) и
} Развивается рефлексия.
} Рефлексия – это способность человека анализировать свои действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками и мотивами других людей. осуществлении самопознание.
} Развивается воображение на основе внешней игровой деятельности у ребенка формируется умственный план действий (создание игровой ситуации, планирование сюжета, распределения ролей);
} Таким образом, сюжетно-ролевая игра выступает ведущей деятельностью дошкольника и составляет условие его нормального психического и личностного развития
!!!Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.
} Сюжет, та область действительности, которая воспроизводится в игре (внешняя сторона игры)который ребенок берет из жизни (бытовой, общественный);
} Содержание – то, что воспроизводится в качестве центрального, характерного момента деятельности, отношений между взрослыми, их трудовой и общественной жизни
} Роли (образец социально-желаемых отношений, обобщенный эталон поведения.
} Правила определяются в процессе игры самими детьми;
} Игровые действия
} Игровые и реальные отношения
} Игровые отношения – отражают взаимоотношения детей по сюжету и роли (дочка в игре слушает маму).
} Реальные отношения – отражают взаимоотношения детей как партнеров, товарищей, выполняющих общее дело, возникают при распределении ролей, в процессе игры, если не выполняются правила, установленные самими детьми.
} К игровому материалу относятся игрушки, атрибуты роли, предметы-заместители.