Гимнастика в олимпийском движении

В истории олимпийского движения важной вехой следует считать создание международной федерации гимнастики (ФИЖ) – 1881 г. – и организация Международного Олимпийского Комитета (МОК) – 1894 г.

Некоторый разнобой в организационно–управленческой деятельности этих организаций, отрегулированный к началу первых Олимпийских Игр, это уже предистория олимпийских притязаний гимнастики, отражающая противоречивость мотивов, остроту сомнений и радужность надежд.

Сегодня, когда гимнастика покорила сердца людей всей планеты, когда готовить свои команды юношей и девушек к олимпийским баталиям стремятся сотни стран и народов, кажется невероятным, что первые Олимпийские Игры в Греции собрали всего 75 участников гимнастического турнира. В числе участников – 11 немцев, 2 венгра, 1 болгарин, 1 швейцарец и …60 (!) греков.

Благодаря значительному численному преимуществу хозяевам удалось из восьми разыгранных медалей добыть две.

Примечательно, что первые олимпийские баталии гимнастов, как и представителей других видов спорта, проходили в условиях жесткой дискриминации женщин. Состязания проводились на пяти снарядах и дополнялись лазанием по канату.

На вторых Олимпийских играх в Париже (1900 г.) к чисто гимнастическим видам программы соревнований почему–то добавлены прыжки в высоту и в длину, прыжки с шестом, перетягивание каната. Дальше – больше! Третья Олимпиада в Сент–Луисе (США): гимнастика с большей долей справедливости могла называться легкоатлетической. В гимнастическое шестиборье наряду с упражнениями на перекладине, брусьях, коне с ручками, входят прыжки в длину, толкание ядра и бег на 100 ярдов.

Разброд и шатания в поисках оптимальной программы и направления развития гимнастики царили в умах и сердцах специалистов более 30 лет. И все же здравый смысл и глубокое понимание специалистами специфики развивающихся параллельно видов спорта позволили найти разумные решения. В 1928 г. (IX Олимпийские Игры в Амстердаме) из программы по гимнастике наконец–то исключены не только бег, метания, прыжки, но и лазание по канату. Гимнастическая программа обрела современный вид.

История современных олимпийских игр ведет отсчет с 1952 г. Именно в этом году на Олимпийских Играх в Хельсинки (Финляндия) впервые принявшая в них участие команда Советского Союза праздновала триумф советской гимнастической школы, созданной в 30–40 годы и в первое пятилетие после Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.). Имена абсолютных чемпионов – Марии Гороховской и Виктора Чукарина золотыми буквами вписаны в славную летопись мирового спорта.

Виктор Чукарин и сегодня, спустя полвека, в среде профессионалов и поклонников гимнастики остается личностью легендарной. И не только потому, что он дважды абсолютный олимпийский чемпион (1952 и 1956 гг.).

Чукарин – эпоха в спортивной методологии. Он родоначальник высоких и сверхвысоких нагрузок, инициатор перехода к каждодневным тренировочным занятиям. Его вторая победа на Олимпийских Играх 1956 г. в Мельбурне в возрасте 36 лет является свидетельством не только уникального таланта, но и способности к тяжелому, изнурительному труду, демонстрацией огромной воли и упорства.

Много славных страниц в летописи олимпийской гимнастики связано с достижениями российских спортсменов – Ларисы Латыниной и Бориса Шахлина, Людмилы Турищевой и Николая Андрианова, Михаила Воронина и Александра Дитятина, Дмитрия Билозерчева и Алексея Немова. Некоторые из них стали обладателями своеобразных олимпийских рекордов, достойными включения в книгу рекордов Гиннеса.

Лариса Латынина – участница трех Олимпиад – является обладательницей 18 (!) олимпийских медалей. Борис Шахлин – 13 медалей. Из зарубежных «гроссмейстеров» гимнастики в этот ряд можно поставить, «пожалуй, только японца Савао Като (12 медалей, в том числе золотые медали трех Олимпийских Игр)!

Успехи мастеров мировой элиты оказывали большое влияние на развитие гимнастики в мире, в том числе на развитие гимнастики на Беларуси.

Белорусская гимнастика развивалась, как говорится, не на пустом месте. Впервые имя белоруса–гимнаста прозвучало в 1960 г. на Олимпиаде в Риме. Николай Милигуло – лидер белорусской гимнастики – в составе сборной СССР – становится серебряным призером в командном зачете. Первый и потому особо значимый успех белоруса и его наставника Романа Ваткина – результат творческой реализации опыта, накопленного в республике гимнастами старшего поколения – Михаилом Маркиным, Евгением Бобровым и Романом Ваткиным, Евгением Ленским и Виталием Яненко. Успех Милигуло – своеобразная «эстафетная палочка», которая пронесена гимнастами республики сквозь годы, через последующие Олимпиады.

На XVIII Олимпиаде 1964 г. (Токио) удостаивается золотой медали в командной победе СССР и титула первой белоруской Олимпийской чемпионки воспитанница Ренальда Кныша Елена Волчецкая. Спортивный мир открыл для себя удивительную гродненскую школу гимнастики и уникального тренера–«молчуна» – неистощимого фантазера и изобретателя Ренальда Кныша.

Спустя 4 года на Олимпиаде 1968 г. в Мехико героиней становится воспитанница витебской гимнастической «школы» тренера Викентия Дмитриева Лариса Петрик. Снова золото! И снова в командном зачете сборной СССР.

Появление юной «звезды», по образному выражению журналистов, знаменовало наступление эпохи «чемпионок с косичками», которым оказалось посильно то, что заказано взрослым. Ренальд Кныш и Викентий Дмитриев, пожалуй, одними из первых в тренерском мире уловили огромные функциональные возможности юных, научились правильно пользоваться объективными законами возрастной адаптации и способностью детей переносить физические нагрузки.

От белорусов ждали «сюрпризов». Но то, что на XX Олимпийские игры в Мюнхене, пройдя жесточайшее сито отборочных турниров, в сборную СССР пробьется 6 белорусов (по сути, половина команды), не мог предвидеть никто. Золотые медали в командной борьбе женщин (Антонина Кошель, Тамара Лазакович, Ольга Корбут), дополненные золотыми медалями в отдельных видах Ольги Корбут и Тамары Лазакович и серебряными медалями мужчин за командный результат (Владимир Щукин, Александр Малеев, Николай Недбальский) – невиданный урожай медалей! Такой результат не то что превзойти, даже повторить маловероятно.

Не меньшей сенсацией для мировой общественности стала воспитанница Р. Кныша Ольга Корбут. Содержание ее комбинаций – сальто над бревном, «петля» на брусьях, прыжок – переворотом вперед с 2–мя винтами (в первой и второй полетных фазах) – шокировало даже видавших виды деятелей ФИЖ, не нашедших иного выхода, как наложить запрет на элементы Корбут.

Жизнь поставила все на свои места. Авторы новой гимнастики Р. Кныш и его ученица оказались правы. Обнародованные юной гимнасткой элементы – не просто «трюки», а демонстрация новых возможностей интеллектуальных, физических способностей человека, конструктивных особенностей снарядов. Пример Ольги Корбут воодушевил на яркие технические новации и белорусских акробатов. Ученик Георгия Трусова Вадим Биндлер становится чемпионом мира, впервые исполнив на дорожке тройное сальто (!) и таким образом спустя 60 лет к некогда «смертельному трюку» артиста цирка Александра Сосина – двойному сальто – добавил еще один, третий виток вращения в свободном полете.

Упражнения О. Корбут, В. Биндлера – это закономерный виток технического прогресса. А прогресс остановить нельзя! Не случайно поэтому реакция в мире – восхищение и подражание. Только в США, Англии за короткий срок созданы сотни, тысячи «Клубов Ольги Корбут». Произошло невиданное прежде событие – Ольгу Корбут и других членов советской команды с почестями принял президент США Ричард Никсон.

Победная традиция белорусских мастеров продолжена в олимпийском Монреале (1976) и в Москве (альтернативные игры – 1980).

Турнир гимнасток в олимпийском Монреале прошел под знаком румынского «вундеркинда» Нади Комэнечи, уверенно победившей в многоборье. Две медали (золото в команде и серебро в упражнениях на бревне принесла О. Корбут).

1980–й Олимпийский год стал «годом великого перелома» для гимнастов СССР, прервавшим затянувшееся (более 20 лет) отставание от мировых лидеров – японцев. Командная победа мужской и женской сборных команд СССР в Олимпийской Москве означала мировое признание традиционно высоких достижений белорусов: две золотые медали Нэлли Ким (командная и в вольных упражнениях).

Победа в вольных упражнениях особенно радовала. Яркие, запоминающиеся композиции Ларисы Петрик, Тамары Лазакович, Ольги Корбут, Нэлли Ким в «вольных» убеждают, что в области двигательной, хореографической и музыкальной культуры белорусы становятся признанными законодателями мод в самом престижном виде женского гимнастического многоборья.

Восьмилетний период после московской Олимпиады[2] до очередной в Сеуле (1988) показал надежность сложившейся в республике системы подготовки мастеров экстра–класса, правильность работы с резервами.

В Сеуле белорусские гимнастки новой молодежной волны показывали себя достойно: 5 олимпийских наград, в т.ч. три золотые – Светланы Богинской (в командном зачете и в опорном прыжке) и Светланы Баитовой (в командном зачете). Новая сенсация: успех белорусок в спортивной гимнастике поддержан «художницами», где звание абсолютной чемпионки по впервые включенной в олимпийскую Программу художественной гимнастике становится Марина Лобач (тренер – Галина Крыленко).

Белорусская «Богиня» – так ласково называли Богинскую – вновь становится олимпийской чемпионкой в составе команды СССР. Но и этот успех затмил своим достижением Виталий Щербо. Шесть (!) золотых медалей в одном турнире – такое не удавалось прежде ни одному из самых сильных гимнастов планеты. Феноменальное выступление Виталия (воспитанного бригадой тренеров: Леонид Выдрицкий, Леонид Филиппенок и Сергей Шинкарь) по воле судьбы стало последним аккордом в славной истории побед гимнастов СССР.

С распадом Советского союза наметился новый расклад в соотношении сил, новый этап развития гимнастики для бывших союзных республик, в том числе и для Беларуси.

Успех на XXVI Олимпийских играх в Атланте (США) был особенно значим, так как впервые белорусы выступали единой национальной командой под флагом суверенной Беларуси. В сильной как никогда прежде команде – два лидера: шестикратный олимпийский чемпион Барселоны Виталий Щербо и Иван Иванков – абсолютный чемпион мира – 94 и Европы – 96!

Серьезная травма И. Иванкова буквально за день до старта в Атланте – серьезное потрясение для команды. И все же ребята «не дрогнули», уступив лишь сборным России, Китая и Украины, и оставив позади гимнастов из признанных гимнастических держав – США, Германии, Румынии, Японии. Четвертый командный результат – блистательный дебют. От бронзы его отделяли микроскопические 0,16 балла на всех. Будь в строю Иван Иванков, наверное, результат был бы выше.

Утешением белорусам стали четыре бронзовые медали Виталия Щербо (многоборье, прыжок, брусья, кольца) и признание белоруса одним из лучших спортсменов планеты за всю историю олимпийского движения на ряду с такими «звездами» как легкоатлет Джесси Оуэнс, пловец Марк Спитц.

К разряду «невезучих» можно отнести выдающегося мастера Ивана Иванкова, который после неудачи в Атланте, преследуемый травмами, еще дважды на Олимпиадах 2000 и 2004 гг., а в общей сложности 12 лет настойчиво шел к олимпийской медали, но так и не реализовал своих устремлений. В обоих случаях – 4-е места, рядом с пьедесталом. Если бы существовали медали за настойчивость, волю к достижению цели – Иванков, бесспорно, был бы в числе первых претендентов.

Подводя итог краткому историческому обзору, следует отметить, что белорусские гимнасты на Олимпийских играх с 1960 по 2004 гг. завоевали 34 медали, в том числе 19 золотых. Это больше, чем завоевали спортсмены Англии, Франции, Бельгии, Швеции, Финляндии, Дании и др. европейских государств с высоким уровнем развития экономики, культуры, спорта.

Высокие достижения белорусской гимнастики можно объяснить преемственностью традиций, заложенных многими поколениями гимнастов и их тренеров, созданием широкой «географии» самобытных олимпийских центров, созданием и реализацией научно–обоснованной системы подготовки мастеров международного класса, предусматривающей постоянную нацеленность на максимальный результат, стремление работать на перспективу.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: