Гимнастика для лиц пожилого возраста

На сохранение долголетия существенно влияет ряд факторов:

· растущее благосостояние народа

· улучшение медицинского обслуживания

· использование для решения оздоро­вительно-гигиенических задач средств физической культуры и спорта, особенно гимнастики.

Эффективность и целесообразность применения гимнастики вытекают из ее методических особенностей. Большой объем разнообразных упражнений позволяет независимо от возраста и подготовленности занимающегося подбирать упражнения, а так же точно регулировать нагрузку. Для выбора содержания и методики занятии гимнастикой не­обходимо знать возрастные особенности занимающихся.

Процесс старения зависит от таких факторов: наследственность, социальная сфера особенно­сти.

Старение организма - естественный процесс, он связан с пре­образованием психики, физиологических функций, а также измене­нием морфологии и моторики человека. Медициной доказано, что двигательные функции снижаются в большей степени, чем психические. В среднем и особенно пожилом и старшем возрасте заболе­ваний сердца и сосудистой системы (гипертония, инфаркт миокарда, артериосклероз и др.)

Различают физиологическую и патологическую старость. При физиологической старости функции снижаются постепенно (волно­образно), Патологическая старость — в результате, различных заболеваний — приводит к изменению не только величины и формы, но и химического состава клеток. В результате дистрофии и атрофии клетки гибнут, что вызывает снижение сопротивляемости функциональной деятельности организма в целом. Происходит также изменение ЦНС, посте­пенно уменьшатся возбудимость коры больших полушарий, изме­няется сила и подвижность нервных процессов, ухудшается образование условных рефлексов и их закрепление.

В возрасте 60 – 70 лет наблюдается увеличение размеров сердца. В результате изменений стенок сосудов скорость кровотока замедляется что, приводит к ухудшению питания тканей и способствует явлениям артериосклёроза. У лиц старшего возраста, систематически зани­мающихся физическими упражнениями, спортом, явления склеро­тического характера значительно уменьшаются. С возрастом мышцы становятся менее эластичными, уменьша­ются объеме, ухудшаются я ее сократительные способности, снижаются показатели силы, скорости, гибкости, выносливости, ловкости.

Явления дистрофического характера вызывают изменение опорно-двигательного аппарата: уменьшаются эластичность мышц, подвижность в суставах, увеличивается хрупкость костей. Это при­водит к нарушению осанки, (сутулость), что также отрицательно сказывается на деятельности органов дыхания, кровообращения. Уменьшение и ослабление силы дыхательных мышц приводит к на­рушению легочной вентиляции, снижается жизненная емкость легких, дыхание становится более частыми, поверхностным и аритмичным. При организации и проведении заня­тий гимнастикой все эти изменения необходимо тщательно учитывать.

По состоянию здоровья и физической подготовленности лица среднего, пожилого и старшего возраста для занятии гимнастикой (и другими видами) обычно делятся на три медицинские группы:

I группа — здоровые, физически подготовленные лица, у ко­торых возрастные изменения протекают физиологически нор­мально.

II группа — лица, имеющие в состоянии здоровья незна­чительные отклонения функционального характера. Их орга­низм приспосабливается к нагрузкам. Сюда же относятся лица с начальными формами заболеваний/ специфичными для процесса старения.

III группа — лица, имеющие отклонения в состоянии здоро­вья, не являющиеся противопоказанием к обычной трудовой дея­тельности. У них снижена приспособляемость к физическим на­грузкам.

Лицам, имеющим значительные отклонения в состоянии здо­ровья. Рекомендуются занятия лечебной гимнастикой. Занятия могут быть индивидуальные и групповые, раздельно для мужчин и женщин. В ряде случаев допускаются смешанные группы. В таких группах следует объединить за­нимающихся по физической подготовленности и состоянию здоровья. Работа требует высокой квалификации, любви к своей профессии, а также постоянного повышения педагогического мастерства. На занятиях в группах здоровья проводятся комплексные уро­ки (гимнастика и плавание, спортигры, легкая атлетика и т. п.), а также избранным видом физических упражнений, например беговые уроки.

Групповые занятия должны проводиться 2—3 раза в неделю. Оправдывает себя чередование занятий на воздухе и в помещениях. Необходимо следить за дозировкой физической нагрузки. Лицам после 60 лет необходимо ограничивать движения, на предельной амплитуде избегая длительных, быстрых и силовых переремещений, исключать статистические силовые позы, висы вниз головой и элементы с натуживанием. Большое значение на занятиях с пожилыми имеет нагляд­ность в обучении—при показе замедляется ритм и темп выполнения. Занятия, как правило, должны вызывать интерес и удовлет­ворение у занимающихся. Однако излишний эмоциональный подъ­ем может вызвать перенапряжение. Наряду с новым материалом следует использовать ранее усвоенный. Замечания должны быть всегда высказаны в дружелюбной форме, тактично, обстановка уважения занимающихся друг к другу.

Т.О. гимнастике принадлежит одно из основных мест в процессе физического обновления и совершенствования человека.

Литература:

Журавин М.Л. Гимнастика. Учебник. – М.: Советский спорт, 2006.

Бурухин С.Ф. Гимнастика в школе. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006.

Гимнастика: учебник для студентов высших учебных заведений /Под ред. М.Л. Журавлева. – М.: Академия, 2006

Вопрос 22:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: