Под выносливостью понимают способность продолжительно выполнять заданную работу, преодолевая прогрессирующее утомление.
В гимнастике можно выделить две наиболее характерные разновидности утомления:
– физическое, обусловленное мышечной деятельностью локального или глобального масштаба;
– психо–эмоциональное, связанное с преодолением чувства страха, дискомфортом условий, напряженностью турнирной борьбы, высокими, граничащими со стрессовыми учебно–тренировочными нагрузками или действием комплекса факторов и мотивов.
Своеобразие гимнастических упражнений (комбинаций), относящихся к работе субмаксимальной мощности (интенсивности) продолжительностью от 30 секунд до 1 минуты (в вольных упражнениях чуть больше) в особенностях энергообеспечения и обусловленной этим адаптации к такой деятельности.
Комбинация на любом снаряде завершается прежде, чем успевают развернуть свои потенциалы сердце, сосуды, легочный аппарат. Как следствие – высокая степень кислородной задолженности после упражнения (достигающая 15–20 л/мин.). Все это свидетельствует об анаэробном характере упражнений. Именно к такого рода специальной деятельности адаптируется организм спортсмена, вырабатывая и совершенствуя специальную выносливость.
|
|
Специальные виды выносливости требуют высокого совершенства анаэробных механизмов энергообеспечения (устойчивость к дефициту кислорода, экономное расходование внутренних энергоресурсов «экстренного» действия – креатинфосфата, АТФ, запасов мышечных углеводов), позволяющих спортсмену в рамках продолжительности комбинации сохранять работоспособность, тонко управлять движениями.
Специальная выносливость всегда специфична. Достигнутые высокие показатели специальной работоспособности и выносливости, скажем, в упражнениях на кольцах, еще не гарантируют положительный результат на брусьях, перекладине, в опорном прыжке или вольных упражнениях. Поэтому гимнасту необходимо уделять внимание развитию специальной выносливости во всех видах многоборья.
Высокий удельный вес силовых упражнений в программе многоборной подготовки гимнастов предъявляет повышенные требования к силовой выносливости. Она проявляется не только в способности противостоять утомлению в силовых движениях, но и порою многократно переключаться с динамических режимов на статические и наоборот, как этого требуют соревновательные комбинации.
Развитию силовой выносливости способствуют силовые упражнения с большими напряжениями (50–70 % от максимально возможных), выполняемые «до отказа». Стремясь к поддержанию высокого уровня работоспособности и выносливости, иные тренеры позволяют ученикам переходить к выполнению недостаточно «отшлифованных» целых комбинаций задолго до соревнований. Это методически неверно, т.к. может привести к закреплению технических погрешностей в недостаточно освоенных движениях, может проявляться в перенапряжениях нервной системы.
|
|
Поддерживание необходимого уровня работоспособности и выносливости может быть достигнуто переключением на средства СФП.
В подготовке квалифицированных гимнастов используются элементы соревновательных программ – большие обороты на перекладине, скрещения на коне–махи, серии динамических элементов вперемежку с трудными силовыми или статическими элементами на кольцах. Обычно эти упражнения выполняются в конце основной части занятия в виде циклически повторяемых серий «силовых комбинаций» или круговой тренировки, включающей интересующие тренера и гимнаста фрагменты соревновательных программ.
Чтобы развить в должной мере анаэробные возможности и специальную выносливость, необходимо предварительно создать базу так называемой общей выносливости. Физиологической основой ее являются аэробные возможности организма, опирающиеся на высокий уровень дееспособности сердечно–сосудистой и дыхательной систем. Именно эти системы – главные лимитирующие факторы энергообеспечения при субмаксимальном режиме деятельности.
Аэробные возможности – фундамент для развития анаэробных, следовательно и для специальной выносливости в гимнастике, во всех ее проявлениях. Достигнув с помощью средств ОФП высокого уровня развития аэробных возможностей, можно рассчитывать на положительный «вегетативный перенос», т.к. от них зависит скорость погашения кислородной задолженности после упражнения и продолжительность восстановительных процессов. Обладающий большим запасом аэробных возможностей исполнитель будет иметь преимущество не только в неспецифических упражнениях (например, циклических), но и в специальных ациклических упражнениях с анаэробным режимом. Значимость отмеченной закономерности возрастает в условиях высоких психо–моторных нагрузок, изнуряющих многодневных выступлений или функциональных перегрузок, по которым оценивается запас прочности спортсменов высокого класса и зависит их турнирный результат.
Создать аэробный фундамент, развивать общую выносливость следует с начальных этапов спортивной подготовки. Здесь благоприятны возможности для использования универсального средства – равномерного бега в доступном спортсмену темпе. Ведущие тренеры широко используют бег в работе с воспитанниками на всех этапах подготовки.
Возможности для использования бега с повышением квалификации гимнаста снижаются, а на уровне сборных команд они не приживаются даже под жестким административным прессом.
Большую роль в повышении общей выносливости и кислородного потолка» играют средства и упражнения с переменным режимом интенсивности. Это – баскетбол и футбол, плавание, зимние лыжные пробеги, велопробеги и кроссовый бег.
В процессе подготовки гимнастов, когда уделить неспецифическим средствам должное внимание не представляется возможным (чаще всего в соревновательном периоде) рекомендуется использовать специфические средства: специальные общеразвивающие упражнения (при серийном, поточном способах выполнения их в основной части занятия), упражнения со скакалкой.
Особенно полезны в этом плане вольные упражнения – самый аэробный вид программы многоборья. Практикуют такие приемы: разбавление упражнения путем повторного выполнения какого–либо фрагмента, сокращение интервала отдыха между подходами, использование предварительной аэробной нагрузки, выполнение вольных упражнений несколько раз подряд без отдыха между подходами. В последнем случае обычно исключают из упражнения наиболее трудные элементы, тем самым предотвращая возможности травм, вероятность которых возрастает на фоне утомления. Полезно использовать прыжки на батуте – для совершенствования сердечно–сосудистой и дыхательной систем, поскольку энергетическая стоимость их при равной с вольными упражнениями продолжительности примерно одинакова.
|
|
И конечно, не обойтись гимнастам и гимнасткам без аэробики. Комплексы аэробных программ хорошо вписываются в структуру учебно–тренировочного занятия и могут с большой пользой реализовываться во всех частях урока.