Общая и специальная физическая подготовка

Принято различать общую и специальную физическую подготовку. Это известное положение теории спортивной тренировки.

Общая физическая подготовка (ОФП) призвана прежде всего укреплять здоровье, обеспечивать целенаправленное развитие опорно–двигательного аппарата, других жизненно важных функций и физических качеств. При этом предполагается использование любых средств, не обязательно гимнастических упражнений, но (и это существенно) в соответствии с особенностями ациклических упражнений гимнастики.

При такой ориентации общей физической подготовки небезразличен выбор средств для развития силы и гибкости, быстроты и прыгучести, ловкости и выносливости. Если используются упражнения не специфичные для гимнастики, необходимо, чтобы они имели сходство с упражнениями на снарядах по динамике работы мышц. Для развития координационных способностей (ловкости) полезны акробатические прыжки и прыжки на батуте, подвижные игры, эстафеты. В развитии силы используют общеразвивающие упражнения с амортизаторами, на гимнастической стенке, с гантелями или штангой. Развитие быстроты осуществляют с помощью бега на короткие дистанции (30, 60, 100 м), прыжков в длину.

Учитывая ациклический характер гимнастических упражнений, переменный режим мышечной активности (напряжения, расслабления), своеобразие меняющегося ритма и ритмических акцентов при развитии выносливости предпочтительны такие средства как прыжки со скакалкой, кроссовый бег (вместо «гладкого»), бег на лыжах, игры – баскетбол, футбол.

Наряду с развитием традиционных физических качеств с помощью ОФП успешно развивают функциональные возможности, то есть важные для гимнастики общедвигательные способности, опирающиеся прежде всего на сенсомоторные и психомоторные возможности – умение балансировать на ограниченной или подвижной опоре, сохранять устойчивость вестибулярного аппарата и координацию движений в условиях вращений, правильно воспринимать темп и ритм, ориентироваться в пространстве (самоконтроль). Без должного развития функциональных возможностей трудно овладеть заданиями, которые и составляют суть спортивного направления в гимнастике.

Специальная физическая подготовка (СФП) преследует цель – развитие физических качеств до такого уровня, который обеспечит успешное выполнение конкретных соревновательных упражнений программы многоборья.

Средства СФП, как правило, сходны с основными упражнениями на снарядах по структуре движений и по характеру нервно–мышечных напряжений (режим напряжений и расслаблений мускулатуры, темпо–ритмовые особенности мышечной деятельности и т.п.).

Лишь при соблюдении таких условий при развитии специальных физических качеств на основе совершенствования внутренней (динамической) структуры устанавливается желаемая количественная и качественная взаимосвязь со структурой технических действий («сопряжение» по В.М.Дьячкову).

Так, для развития специальных физических качеств широко используются специальные подготовительные упражнения: для развития гибкости – упражнения на ковре, у гимнастической стенки; для развития ловкости – разнообразные соединения прыжковой акробатики; для развития силовых качеств – упражнения на стоялках (мини–модель параллельных брусьев), на низких кольцах. Примерами удачного использования технических средств при развитии силы плечевого пояса служит биомеханический стимулятор В.Т. Назарова, прыгучести – тренажер – «качели».

При высоком уровне СФП основным средством ее дальнейшего совершенствования являются те конкретные упражнения на снарядах, с которыми гимнаст выступает на соревнованиях. Планирование и реализация средств ФП в рамках годичного учебно–тренировочного цикла строится прежде всего в соответствии с уровнем спортивной квалификации занимающихся. Чем ниже квалификация, тем больше удельный все ОФП. С ростом мастерства соотношение средств постепенно меняется в сторону превалирования СФП.

Круглогодичное применение средств ОФП и СФП, правильное дозирование нагрузки с учетом объема и интенсивности проделанной работы, индивидуализации подготовки – все это способствует неуклонному повышению работоспособности, росту мастерства и спортивных достижений.

В рамках отдельного учебно–тренировочного занятия упражнения СФП обычно включаются в заключительную часть, после того, как оказываются решены главные задачи технической подготовки. В ряде случаев например, когда предстоит выработать тонкие силовые дифференцировки (межмышечная координация) при освоении трудных статических поз, такой традиционный подход оказывается малоэффективен. Это объясняется, что развитие способности к проявлению мышечного усилия (статического или динамического) осуществляется на той же основе, что и формирование любого двигательного навыка.

На фоне утомления в конце урока натруженные работой мышцы, забитые продуктами метаболического обмена, невосприимчивы, недостаточно лабильны. В таких случаях лучше упражняться на свежие силы (например, в начале занятия – в специальной разминке). Большой эффект дает дробление доз воздействия (объемов упражнений СФП), рассредоточение их на протяжении занятий. Принцип «понемногу, но чаще» более физиологичен, т.к. благоприятствует протеканию окислительно–восстановительных процессов нервно–регуляторной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: