ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Методические указания, контрольные задания для студентов дневной формы обучения по специальности:
«Профессиональное обучение»
Кокшетау 2015г.
Рекомендовано к изданию УМО информационных технологий (протокол) и Методическим советом ВТШ г. Кокшетау (протокол)
Составители:
Ш.С. Тлеулина, преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Рецензент:
Б.А. Кабдушев, заместитель директора по производственной работе
Пособие составлено на основе учебной программы по дисциплине “Организация и методика производственного обучения” для преподавателей и студентов специальности “Профессиональное обучение” и содержит методические рекомендации по выполнению контрольной работы, вопросы для самопроверки, варианты контрольной работы, методические рекомендации по проведению урока производственного обучения, список рекомендуемой литературы.
Предназначено для студентов и преподавателей учебных заведений ТиПО.
Предисловие
Методика производственного обучения как отрасль педагогических знаний и предмет изучения сформировалась и развивается прежде всего на основе глубокого анализа и обобщения передового педагогического опыта лучших преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных учебных заведений. Методика ПО раскрывает общие вопросы процесса производственного обучения, характерные для практической профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов по любой специальности, является основой осуществления процесса практического профессионального обучения по конкретным профессиям.
Целью изучения дисциплины «Организация и методика производственного обучения» является овладение обучаемыми опытом по организации и осуществлению процесса производственного обучения, анализу его состояния и результатов учебной деятельности.
Качественную подготовку квалифицированных рабочих возможно вести только при хорошо организованной материально-технической базе теоретического и производственного обучения. Особенностью обучения в профессиональной школе или колледже является то, что обучение в мастерских, лабораториях должно сочетаться с обучением в условиях производства. Большую роль в обучении играет его комплексно-методическое обеспечение. В настоящее время стоит задача разработки и создания оптимальной системы учебно-методической документации необходимой для качественного обучения профессии в рамках времени и содержания, определяемых учебным планом и программами.
Данное пособие поможет качественно и с наименьшими затратами времени и сил составить планирующую документацию для проведения урока производственного обучения и лабораторно-практического занятия
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по окончании курса студент должен знать:
· Роль и место производственного обучения в учебно- воспитательном процессе;
· Системы производственного обучения, их достоинства и недостатки;
· Принципы производственного обучения;
· Формы и методы производственного обучения;
· Виды контроля и учета процесса производственного обучения;
· Документы, определяющие содержание профессионального обучения, организацию и проведение производственного обучения;
· Особенности отражения содержания производственного обучения в учебно-программной документации различных уровней профессионального образования;
Должен уметь:
· Характеризовать методы производственного обучения;
· Обосновывать пути, способы и средства достижения целей производственного обучения; выбирать тип и разрабатывать структуру урока, методы и приемы обучения, формы организации учебной деятельности учащихся, способы организации самостоятельной работы, комплексного методического обеспечения и оборудования учебных мастерских в зависимости от конкретных условий;
· Анализировать системы целей производственного обучения; устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость целей и результатов их достижения в системе учебно- программного обеспечения производственного обучения;
· Осуществлять тематическое и поурочное планирование учебного материала производственного обучения на основе анализа содержания типовой или рабочей учебной программы;
· Подбирать учебно- производственные работы учащихся;
· Проектировать практические занятия в учебной мастерской и в условиях производства; планировать и организовывать производственную практику обучающихся;
· Подготавливать проведение проверочных и пробных работ, выпускного квалификационного экзамена;
· Вести учет производственного обучения; диагностировать и анализировать результаты учебной деятельности учащихся.